Он стремился к тому, чтобы вернуть русским людям их человеческое достоинство, вновь научить их свободно мыслить, ценить и принимать как драгоценное сыновнее наследство мировую культуру.
В день рождения
Сергея Сергеевича Аверинцева мы публикуем текст из книги «Современные пути святости. Наши учителя»
Сергей Сергеевич Аверинцев - замечательный русский мыслитель, выдающийся филолог, общественный и церковный деятель.
Родился 10 декабря 1937 года в Москве в семье профессора-биолога С. В. Аверинцева. Отец
Сергея Аверинцева окончил Петербургский университет, стажировался в Гейдельберге, работал на биологических станциях вблизи Неаполя и в Африке. Аверинцев вырос в семье и в кругу внесоветских людей, не зараженных коммунистической идеологией, носителей дореволюционной русской культуры. С детства для него был важен «опыт солидарности с атмосферой этого круга перед лицом совсем иной атмосферы окружающего мира». Будучи болезненным ребенком с детства,
Сергей Аверинцев до 5-го класса не мог посещать школу и, по его собственному свидетельству, «неестественно мало для советского человека знал обо всем советском».
В возрасте семи лет Сергей Аверинцев решил, что будет заниматься не естественными, а гуманитарными науками; в четырнадцать лет, вопреки обстановке, царившей в стране, стал интересоваться христианством. В 1961 году он окончил классическое отделение филологического факультета Московского университета. В 1966 году поступил на работу в Институт истории и теории искусства. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра». В 1969 году перешел на работу в Институт мировой литературы, в сектор античной литературы.
С начала 1970-х годов Аверинцев становится необычайно популярен в кругах советской интеллигенции. Он читает в Московском Университете курс лекций по античной эстетике, византийской эстетике и западно-европейской средневековой эстетике. «Едва и не каждая его статья становилась предметом восхищенных обсуждений отнюдь не только в профессиональной среде, - вспоминает историк литературы Андрей Немзер. - На его публичных выступлениях зачастую яблоку было негде упасть. Далеко не все читатели-посетители могли сполна оценить тонкость и смелость исследовательских концепций, но ощущение события, встречи с незаурядной и стоящей вне системы личностью было, пожалуй, у всех». Аверинцев открывал своим слушателям не только пространство мировой культуры, но и пространство смысла, укорененного в христианском Логосе. Его лекции, статьи и книги не были прямолинейной пропагандой христианства, но они подводили человека к необходимости радикальной переоценки ценностей, убеждали в возможности свободного и творческого движения духа. Из его лекций каждому слушателю сразу становилось ясно, что лектор не просто знает Евангелие и святоотеческую традицию, а сам верит в Бога. Неудивительно, что через три года публичное чтение лекций в МГУ Аверинцеву запретили.
Читать далее