«Церковь - мистическое пространство, в котором человек становится самим собой»

Oct 05, 2015 21:45

5 октября исполняется 155 лет со дня кончины первого русского богослова-мирянина А.С. Хомякова. О значении его наследия для нас - в докладе Д.М. Гзгзяна


Русский помещик, потомок старинного дворянского рода Алексей Степанович Хомяков (1 мая 1804 г. - 5 октября 1860 г.) был удивительно разносторонне одаренным человеком: публицист; философ; историк; социолог и правовед, разрабатывавший практические планы уничтожения крепостничества; инженер-изобретатель, получивший в Англии патенты за принципиально новые конструкции паровой машины и создавший дальнобойное ружьё; медик, много сделавший в области практической гомеопатии и лечения холеры; практик, разработавший новые способы севооборота, винокурения и сахароварения. Алексей Степанович был поэтом, автором лирических стихов и стихотворных драм, входивших в хрестоматии и ставившихся в театре, и художником (даже отчасти иконописцем - писал в Париже иконы для католического храма).

Однако широкую известность он получил как первый русский богослов-мирянин и один из основателей славянофильства. А.С. Хомяков создал сравнительно немного богословских трудов, однако среди ключевых понятий и проблем, о которых он писал - свобода, соборность, единство, любовь, авторитет и мнение церкви, дар учительства, подлинное и ложное понимание иерархии. При этом в богословских работах А.С. Хомякова почти нет цитат святых отцов, но фактически все написанное им являет прекрасное знание и укорененность в Писании и в Предании Церкви.

Почти все его работы, за исключением катехизического сочинения «Церковь одна», написаны в качестве ответных писем, и носят преимущественно полемический характер. Но в них раскрывается столь мощное видение самого существа Церкви, что это позволило другу и единомышленнику А.С. Хомякова Ю.Ф. Самарину назвать его учителем церкви (в предисловии к посмертному изданию полного собрания сочинений).
Читать далее

учительство, а.с. хомяков, давид гзгзян, богословие, церковь, память

Previous post Next post
Up