Интересное интервью о том, почему об аскезе есть смысл говорить только с воцерковленными людьми.
О введении новопросвещенных в аскетическое предание Церкви рассказывает преподаватель аскетики СФИ, катехизатор Светлана Штадгауз
Из святоотеческой традиции и современного опыта воцерковления взрослых людей мы знаем, что во время оглашения до крещения (воцерковления) вопросы аскетики специально не рассматриваются, внимание на них не акцентируется. Лишь после крещения, на таинствоводстве и после него нововоцерковленным христианам катехизаторы говорят о необходимости регулярных молитвенных усилий, поста, самоограничения, борьбы со страстями. С чем это связано?
Светлана Штадгауз: Бессмысленно говорить об аскетике, пока не решены основные этические вопросы, пока не возникло устойчивого навыка жизни по заповедям Божьим. В духовной жизни (особенно при введении в аскетическую традицию церкви) всегда важно опираться на реальный духовный опыт людей, пусть еще совсем небольшой, в противном случае аскетика останется для них чем-то совершено внешним, не имеющим никакого отношения к их жизни. Во время оглашения многими обретается первый опыт поста и молитвы, послушания и смирения, терпения и благодатной победы над грехом, что позволяет в дальнейшем легче понять: что такое аскетика и для чего она нужна.
Аскезу можно отнести к таинству жизни, это синергийное пространство, где действует Бог и человек. Сам человек оказывается тем «грубым материалом», который в руках Божиих обретает свою подлинную красоту и доброту, раскрывая свой образ и подобие. И без его участия, открытости сердца Богу и ближнему, без регулярных молитвенных усилий, поста, самоограничения, борьбы со страстями - осуществление этого чудесного преображения вряд ли будет возможно. Именно поэтому тема аскетики впервые звучит в рамках таинствоводственных бесед.
Но даже во время нормального полного цикла оглашения для взрослых, аскетике удается посвятить всего лишь одну беседу (во время таинствоводства), позволяющую сообщить цель и задачи, основные принципы христианской аскезы, кратко рассказать о норме аскетической жизни христианина. Отсюда возникает острая необходимость в последующем раскрытии базовых понятий и главных тем аскетического церковного предания, в комментированном чтении источников и т.п.
Читать далее (там ещё интереснее)