«НО ВЫ БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС» Молитвы о врагах во время гонений и репрессий
Христос, распятый на кресте. Герард Давид, XV в. К началу 1930-х гг. в архивно-следственных делах, заведенных на христиан, появляются свидетельства, на примере которых можно проследить, как в это время осмыслялось отношение к врагам. В 1929 г. на церковь обрушивается очередная волна гонений и даже самым наивным становится уже совершенно ясно, что новая власть и её репрессивные органы - сознательные враги веры и Церкви. Одной из форм духовного сопротивления христиан в новых исторических реалиях становится актуализация евангельского учения о любви к врагам.
В деле 1929 г., заведенном на о. Иоанна Морозова из села Николо-Павловское Нижне-Тагильского округа, сохранилось несколько рукописей, в которых уже в третий раз арестованный священник пытается разобраться и дать духовную оценку тому, что же происходит, за что преследуются христиане1: «Мы, мирные антиполитичные гр(аждане) СССР, считаемся партиею какими-то классовыми, злейшими врагами СССР, хуже злодеев и воров!? (за одни лишь наши религиозные убеждения). Все наше святое посмеяно и нецензурной брани от безбожников предается и т. д. Вообще, певуна комара как бы считают за слона? Вот разница современна. На самом же деле, мы христиане! ...Но если нас не понимают и понимать не хотят, то что же после этого делать нам? Как по обычаю, молиться за ненавидящих и обидящих нас; с молитвою предавать Творцу свою душу, помня, что для истинно Христа любящих христиан, по слову св. апостола Павла: и "смерть есть приобретение". Сладостнейше ничтоже есть, еже нам разлучатися бреннаго тленнаго сего телесе, и со Христом соединитися в Царствии Его Небесном!»2
Тюремная фотография протоиерея Иоанна Морозова Однако эта позиция совсем не приводит к параличу перед лицом зла. Напротив, «невзирая ни на что вышеизложенное, я должен одно, на основании моей любви к людям, руководствуясь Конституцией ст. 4. СССР сказать, что моя и всякого священнослужителя идея, есть идея не преступная, как думают малого ума люди и близорукие дельцы: партийцы и безбожники, но идея наша Законом СССР предусмотренная и свободною объявленная!!»3. Как и в деле священника Морозова, в других делах до середины1930-х гг. нередко встречаются попытки призвать врагов к разуму, совести и обратиться к чувству справедливости: «Эта противоположная нам сторона не хочет бороться со мною и другими подобными мне исповедниками или проповедниками веры, любви, религии, гуманным и научным способом; спокойно, пользуясь свободою слова и печати; нет! Она как бы в отчаянии, или в бессилии, хватается сразу за оружие и ...старается теснить, в темницы садить и огорчать нас, коварным и нелегальным способом, будируя разного рода лжами и клеветами ...Всюду и везде нарушаются безнаказанно декреты и некоторые права гражданства»4. Какой же выход видит о. Иоанн? О [Spoiler (click to open)] н пишет, что эти гонения приводят «нас как православных христиан к усиленной молитве; по слову Господа нашего Иисуса Христа: "любите враги Ваша, добро творите ненавидящим Вас и молитеся за обижающих Вас, да будете сынами Царствия"»5.
Действительно, это позиция сынов Царствия, т. к. судя по архивным текстам, она совсем не приводит к страху, рабству и конформизму, наоборот, дает большие силы для горячего свидетельства: «И все мое огорчение телесное и гонение принимаю и понимаю как гонение за веру и Церковь православную, священнослужителем которой с величайшею любовию состоял и состою. И во всеуслышание искренно заявляю, что своих религиозных убеждений не изменял, и не изменю Господу ми помогающу! И только в любви ко всем людям счастия искал и ищу, а также и всем желаю. После этого, как хотите, так меня и судите. Больше добавить ничего не имею.Обвиняемый раб Б. Протоиерей Иоанн Петр(ович) Морозов»6.
Акафист по умершим с молитвой о врагах: «Отче, прости пролившим невинную кровь...» Два года спустя появляется ещё один интереснейший текст - обращение Нины Рогачевой в Пермский комитет коммунистической партии большевиков, в котором горячее обличение врагов тесно переплетается с таким же сильным переживанием необходимости примирения. Разливающееся вокруг море зла настолько страшно, что открывает возможность переживания общей судьбы даже с врагами. Это и питает её призыв: «Снимите портреты Ленина - он занимает слишком высокое, совершенно неподобающее место, а книги его киньте в огонь. Обратитесь к пастырям Церкви, чтобы они научили нас, как вместе с ними умолить Господа Бога помиловать нас, снять с нашей страны несчастья, беды и муки. Как сладостно учение Иисуса Христа! Ни одна душа не может не любить его, отвращаться от него, оно всё - любовь и истина, только оно одно может дать счастье людям, сделать всех братьями. Я такая же, как вы, простой человек, грешная, быть может, много худшая вас. Идите скорей, слишком много мучается людей, нельзя доле выносить эту муку. Нельзя не идти к Нему, Господь совершен, Он всемогущ, остаётся одно - просить Его милосердия и помощи через праведников Его, которым открыто всё»7.
Соотнеся эти тексты с другими, можно увидеть, что «усиленная молитва о врагах по слову Господа нашего Иисуса Христа» как духовная реакция на гонения становится внутренней потребностью для многих христиан. Поэтому в делах времён Большого террора появляются уже не только тексты, осмысляющие необходимость жизни перед лицом врагов, их обличение и призывы к примирению, но и новосоставленные молитвы о врагах. В качестве яркого примера можно привести молитву о спасении церкви Православной, которая была изъята при обыске у священника Николая Павловича Сильвинского, расстрелянного по постановлению тройки УНКВД по Челябинской области от 11 августа 1937 г. В ней говорится о необходимости покаяния самой церкви, и вследствие этого, необходимости молитвы за врагов. В этом тексте есть надежда на силу такой покаянной молитвы, которая может привести и к покаянию гонителей: «Как и во дни древние, в годину искушений, страна наша только верою Христовою от гибели спаслась, только молитвою и слезами покаяния от казней и судей вражьих избавилась. Поэтому и в умилении сердца вопием к Тебе: сохрани ныне Отечество наше, воспламени в сердцах наших любовь к Церкви Твоей святой и научи нас крепко, даже до смерти стоять за святую веру Твою и за славу имени Твоего Святаго. И этим утверди и прославь Церковь Твою всесильною крепостью Твоею, от всяких злых обстоятельств избавь её. О распинающих Тебя, милостивый милосердный Господи, рабам твоим и о врагах молиться повелеваешь. Ненавидящих и обидящих нас прости, не воздай им, Господи, по делам их и по лукавству начинаний их, не ведают ибо, что творят. Но к братолюбной и добродетельной наставь их жизни, да обратятся к Тебе, своему Владыке, и вместе с сынами Церкви прославят Тебя, Единого в Троице славимого Бога во веки веков».
Время такое, что ходатайственная молитва за врагов служит духовной подготовкой для реальной встречи с ними. Причём цель видится автором молитвы не только в том, чтобы стяжать силу духа и устоять в гонениях, сохранить верность Богу и церкви, а в почти невероятном для 1937 г. обращении гонителей, братолюбном соединении и совместном прославлении Бога. Возможно, эта молитва имела широкое распространение, сейчас трудно судить об этом - все участники процесса (священники, монахини, миряне) были расстреляны.
На могиле о. Константина (Шипунова) под фотографией сохранилась его молитва Ещё подробнее тема молитвы за врагов раскрывается в акафисте «По умершим», сохранившемся в качестве «вещдока» (вещественного доказательства) в деле 1938 г., заведенного на священника Анатолия Стахиева. В текст акафиста, содержащего традиционные темы заупокойных православных богослужений, добавлены ещё молитвы о врагах, гонителях, хулителях, клеветниках, тех, кто к церкви никогда не принадлежал или явным образом ушёл из неё во времена гонений: «Искупитель вселенныя, слышали мы Твой вопль со креста о вразех: "Отче, прости им" и во имя Твоего всепрощения сами дерзаем молитися Отцу о вечном покое Твоих и наших врагов. Отче наш, прости пролившим невинную кровь. Отче наш, прости строивших свое благополучие на слезах другого ближняго. Отче наш, не осуди гнавших нас клеветою и злобою. ...Отче наш, да будет сия молитва о них таинством примирения!»
Текст акафиста свидетельствует, что христиане в это время не просто стоят в вере, но и ищут духовный выход из ситуации. Гонения чудовищны, многие погибли или пострадали, но ведь остаётся вопрос прощения и примирения, духовного преодоления издевательств, убийств и репрессий. Выход возможен только на путях неземной любви и веры: «Отче всякаго утешения, Ты озаряеши солнцем, Ты услаждаеши плодами, Ты веселиши красотами мира и друзей, и врагов Твоих. Веруем, яко за гробом в вечности не истощается милосердие Твое милующее и к отверженным всеми грешникам. Отче наш, скорбим об ожесточенных беззаконниках и хулителях святыни. ...Отче наш, сжалься над уязвленными гибельным неверием. Отче наш, не познавший Тя на земли, да возлюбит Тя на небеси. ...Отче наш, спаси погубивших себя в омрачении ума. Отче наш, да угаснет пламень нечестия их в море благости Твоея».
Время Большого террора приближает подвиг мученичества к каждому верному Христу, который в силу этого становится уже не только жертвой, но и действенным ходатаем за современников: «Отче наш, за молитвы страдальцев, за кровь мучеников пощади грешников».
В качестве примера другой категории текстов, передающих чувства христиан, выживших в столкновении с Красным колесом, прошедших горнила лагерей, переживших горечь преследований, отречений и остракизма, но нашедших в этом опыте новые христианские смыслы, можно привести молитву, составленную иеросхимонахом Константином (Шипуновым). Она сохранилась на его могиле и постоянно обновляется его духовными детьми: «Слава Тебе, Господи, что Ты нас не забыл, не прогневался на нас, не погубил, а милостиво к Себе приблизил через скорби, особенно нас ценною наградой наградил: скорбями, бедами, болезнями, презрением и поношением, клеветою и всякою обидою и лишением спокойной и радостной жизни. И да будет на все Твоя святая воля. Достойно и праведно взыщи с нас в сей жизни, но избавь вечного мучения, не лиши нас блаженной вечной жизни. Помяни нас во Царствии Твоем. Веруем и уповаем на Твое великое милосердие. Не порази нас внезапною смертью, но даруй прежде конца покаяние. Слава Богу за все, буди имя Господне благословенно отныне и до века».
Как видно из текста, традиционный христианский мотив «Слава Богу за всё!» красноречиво соединён с некоторой детализацией, которая, с одной стороны, очень живо отражает пережитое многими верными христианами в ХХ веке, а с другой стороны, «лишение спокойной жизни» весьма убедительно исповедуется как «особенно ценная награда» для христиан. В этой молитве видна благодарность за чудо сохранения и преображения церкви, каковой она несомненно вышла из гонений.
Увидим ли мы это, сможем ли вместить дух прощения и любви к врагам, сопряжённый с бесстрашием перед их лицом, готовностью к мученичеству и подлинному покаянию, с жаждой глубокого духовного примирения на путях всеобщего обращения ко Христу?
Оксана Иванова
---------------
1 Все цитируемые тексты приводятся в современном синтаксисе и орфографии. Авторские особенности текстов сохранены. В скобках приводится расшифровка авторских сокращений. 2 ГААОСО. Ф. Р-1. Оп.2. Д. 24677. Л.30. Рукопись. 3 Там же. 4 Там же. 5 Там же. 6 Там же. 7 ПермГАНИ. Ф.643/2. Оп.1. Д. 8835. Рукопись.