28 июня в СФИ прошла очередная конференция "Физика и богословие". В этот раз "физики и клирики" говорили о том, чем отличается научное открытие от Божественного Откровения.
Ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, академик РАН доктор физико-математических наук Алексей Старобинский с супругой
Встреча собрала сложившийся круг постоянных участников. Физику представляли академик РАН доктор физико-математических наук Алексей Старобинский, ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН АлександрБагров, кандидаты физико-математических наук старший научный сотрудник ИЗМИРАН Евгений Иванов, доцент Московского государственного университета дизайна и технологии Борис Алиев, главный специалист НИЦ «Курчатовский институт» Сергей Неретин; богословие и философию - ректор СФИ кандидат богословия
священник Георгий Кочетков, первый проректор СФИ
Дмитрий Гасак, заведующий кафедрой философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ доктор философских наук Григорий Гутнер, заведующий кафедрой богословия СФИ доктор филологических наук
Давид Гзгзян. Семинар по традиции вел старший преподаватель СФИ и старший научный сотрудник ФИАН кандидат физико-математических наук Максим Зельников.
За два года, что продолжается конференция, вопрос о соотношении научного и духовного познания, опыта веры и доводов разума так или иначе затрагивался на каждой встрече. И отправной точкой для нынешнего разговора послужило то, что наука и вера представляют собой не взаимоисключающие, не противостоящие, а дополняющие друг друга способы познания. В ходе обсуждения удалось выявить их особенности и нащупать некоторые принципиальные различия между ними.
На одно из них указал академик Алексей Старобинский. Наука познает природный мир по частям, объясняя повторяющиеся части законами. Откровение позволяет увидеть взаимосвязи внутри целого, что дает ключ к пониманию и отдельных его частей.
Отец Георгий Кочетков заметил также, что природный мир человек познает по своей инициативе и в научном познании открывает то, что уже существовало в мире до него. Откровение же дает человеку Сам Бог, и в нем всегда открывается то, чего в мире никогда прежде не было.
Читать далее