Камышинское реальное училище

Jun 06, 2015 16:05


«Реальное училище в Камышине было учреждено 1 июля 1877 года. Состояло из шести основных классов и седьмого дополнительного».

«Учебные заведения ведомства Министерства народного просвещения», Петербург, 1895. стр. 54-55.

В конце XIX века административные службы, торговля и промышленные заведения стали испытывать большие потребности в профессиональных работниках. Возникла острая необходимость повышения грамотности населения. В России разразился целый бум открытия новых учебных заведений - реальных училищ. Утвержденный в 1872 году Устав реальных училищ объявлял целью «общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к применению технических познаний, имея в виду преимущественно потребности торговли и промышленности...».

ПОДГОТОВКА И ОТКРЫТИЕ

Вслед за открытием в Санкт-Петербурге, Москве и Саратове реальных училищ подобное желание возникло и у камышинской общественности. 4 сентября 1873 года с инициативой и обоснованием проекта открытия нового учебного заведения в городской Думе выступил городской голова, купец В. П. Портнов, а в уездной земской управе - ее председатель П. Е. Ляук. Однако лишь в 1877 году Государственный Совет решил учредить в Камышине шестиклассное реальное училище с основным отделением в двух высших классах. На должность директора был назначен П. А. Герман - должностное лицо Министерства народного просвещения.



Камышинское реальное училище



Реальное училище на Астраханской (Республиканской) улице. Начало XX века. Вверху - каким было в прошлом; внизу - современный вид здания, достроенного и перестроенного.

Помещение под новое учебное заведение предоставило земство и оно же решило ежегодно жертвовать на содержание училища 13 тысяч рублей: 6 тысяч от города и 7 - от земства. Государственный Совет постановил отчислять ежегодно по 10 тысяч 370 рублей. Независимо от веры и сословия, ученики обязаны были вносить плату за обучение - 15 рублей, а позже, с 1880 года, 20 рублей. Неимущие от оплаты освобождались, но таких, как правило, было немного.

[Spoiler (click to open)]
Камышинское реальное училище располагалось в бывшем поместье Персидских на Астраханской (ныне Республиканской) улице. Вот как об этом, немного коверкая фамилию владельца, пишет губернская газета «Саратовский дневник» (от 26 сентября 1900 года):

«17 сентября городская дума постановила купить под пристройку училища большое место на Астраханской улице, принадлежащее помещику Персидову, за 5700 рублей».

Астраханская (Республиканская) - центральная улица Камышина рубежа конца XIX - начала XX веков. И лишь позже - в 1913 году - училище переехало на улицу Набережную. Но обо всем по порядку…

Начало приемных экзаменов было объявлено с 31 августа. К их проведению в город приехали преподаватели: по русскому языку - Тихоновский, по немецкому - Герг, по французскому - Фильке и преподаватель чистописания и рисования - Николаев. Чуть раньше были определены законоучитель Чудновский и преподаватель истории и географии Якубовский. Всего было подано 78 прошений о приеме. После экзаменов 62 человека стали первыми реалистами: 30 человек было принято в первый класс, 20 - во второй и 12 - в третий.

14 сентября 1877 года состоялось торжественное открытие Камышинского реального училища. Праздник начался утром в соборе, куда прибыли: саратовский губернатор, попечитель Казанского учебного округа, в чьем ведении находились камышинские учебные заведения, почетные лица города и ученики.

Протоиерей Чудновский совершил литургию, во время которой произнес проповедь. После этого все присутствующие отправились в здание училища, где был отслужен молебен с освящением. Попечитель Казанского учебного округа произнес речь и объявил училище открытым. Директор выступил с отчетом, а камышинская городская Дума, желая выразить свою признательность саратовскому губернатору М. Н. Галкину-Врасскому, объявила об установлении стипендии его имени в тысячу рублей (!) - цитируем: «для достойнейших по успеваемости и поведению детей».

Стипендиатов определял директор. Учитывая, что город давал на училище 6 тысяч рублей, сумма стипендии для лучших учеников представляется небывалой! Правда, и лучших учеников набиралось достаточно много. Мы не будем приводить весь список, но на каждого выходило не такая уж большая сумма. По окончании всех речей был исполнен гимн «Боже, царя храни». Закончилось торжество обедом, устроенным городским обществом и земством в зале училища, на который были приглашены и ученики.

РЕАЛИСТЫ. ЖИЗНЬ И БЫТ

Преподавание в училище велось на высоком уровне. Кроме гуманитарных и математических дисциплин, реалисты овладевали немецким и французским языками, приобретали навыки рисования и черчения, учили русский язык и литературу; пробовали себя в сочинительстве. «Реалка» была мощным средством не только просвещения, но и общественной жизни. Педагогический состав менялся - вот выписка из адрес-календаря Саратовской губернии за 1893 год:

«Директор - Поздняков Вениамин Павлович, дейст, стат. совет.. Законоучитель - Каталонский Александр Петрович, свящ. Преподаватели: русского языка - Кудрявцев Иван Александрович, тит. сов.; немецкого - Урих Конрад Егорович, стат. сов.; французского - Стадлин Август Алоизович, н. ч,; математики - Юратов Василий Александрович, надв. сов.; естественной истории - Арбузов Виктор Николаевич; рисования и чистописания - Николаев Михаил Николаевич, стат. сов. Врач - Ломоносов Яков Андреевич, кол. сов.»

Заметьте: врачом училища трудился известный врач, политический ссыльный Я. А. Ломоносов. Стараниями этого неуемного человека в 1892-94 годах на песках за городом были посеяны травы и посажены сосны, а значит, мы легко можем предположить, что помогали Якову Андреевичу в благородном деле закрепления «летучих» песков студенты-реалисты.



Я. А. Ломоносов, камышинский земский врач

Все воспитанники находились под неусыпным контролем преподавателей. Классные наставники часто посещали семьи своих учеников и вели специальные дневники, а в конце каждой четверти представляли педагогическому совету отчеты о поведении своих подопечных.

Например: «…Богомолов пытался курить в квартире, но был своевременно замечен... Лебедев не был на богослужении без уважительной причины... Рогожин подрался с товарищем».

На каждого ученика был заведен так называемый «кондуит», куда заносились все сведения о нем. Вот такой документ ученика 2 класса Якова Гидеона: «Сын поселянина-собственника. Родился 10 сентября 1893 года в Усть-Залихе Камышинского уезда. Вероисповедания лютеранского. Поступил в реальное училище в октябре 1910 года. Воспитывается на средства родителей и живет у родителей. Поведение: 18 марта разговаривал во время урока немецкого языка».

К слову, кто полагает, что обучение в «реалке» было по силам лишь детям состоятельных родителей, тот ошибается.

Газета «Саратовский дневник» (№ 205, сентябрь 1900 года) сообщает: «14 сентября в реальном училище состоялся отчет о состоянии учебы за 1899-1900 годы. В училище - 214 учеников, более постоянная цифра (поступившие-убывшие) - 273 человека. Из них: детей дворян и чиновников - 37 человек (13,5%), духовенства - 4 чел. (1,5%), купцов - 8 чел. (2,9%), мещан - 52 чел. (19%), крестьян - 156 чел. (54,2%), нижних чинов и казаков - 11 чел. (4,1%), прочих званий - 5 чел. (1,8%). При училище действует общество вспомоществования недостаточным ученикам».

Как и ученики всех эпох, камышинские реалисты выполняли контрольные работы, о результате которых составлялись подробные отчеты.

Заглянем в такой отчет, написанный по итогам контрольных работ по тригонометрии в 1914 году: «…Испытанию подверглись 22 ученика. На испытаниях была предложена тема: определить площадь… Предложенная задача принадлежит к числу нетрудных и требует знания отделов: решения тригонометрических уравнений и решения косоугольных треугольников. Из 22 учеников исполнили удовлетворительно и выше чем удовлетворительно - 16 учеников».

Ученики, неудовлетворительно сдавшие экзамены, либо проходили переэкзаменовку, либо оставались на второй год. Сведения об этом также заносились в кондуитные списки учащихся. Успешно закончившие полный курс реального училища, получали аттестаты и допускались к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

ЗДАНИЕ - КРАСА КАМЫШИНА

Возведение здания реального училища на улице Набережной имеет свою историю… «Реалка» была очень популярна, поэтому к началу XX века возникла острая потребность постройки нового, просторного здания. Вопрос обсуждался в городской Думе. Информация «Приволжской газете» (1910 год) называет фамилию М. Н. Галкина-Врасского и сообщает, что для постройки нового здания необходима сумма 170 934 рубля.




Камышинское реальное училище. Здание открытое в 1913 году. Сегодня школа № 4

[Spoiler (click to open)]

Для справки скажем: Галкин-Врасский - дворянин, саратовский губернатор  в 1870-1879 годах, почетный гражданин г. Камышина.

Как сообщает краевед Егений Хорошунов, «…по тому, как активно развернулись события, стоит лишь догадываться о том, что дело явно не обошлось без вмешательства и содействия М. Н. Галкина-Врасского. Через три года - в 1913 году - массивное здание «реалки» уже возвышалось на открытом волжском берегу на юге города. Оно приняло в свои классы всех приехавших на учебу…»

Сегодня это здание занимает школа № 4. Выписка из «Инвентаризационного списка объектов градостроительства и архитектуры г. Камышина, представляющих историко-культурную ценность» констатирует: «Реальное училище, ансамбль (ул. Набережная, 11) - 1909-1913 годы постройки; общежитие для учителей (ул. Набережная, 11) - 1909 год постройки».



Надпись на школе № 4, хранящая историю Камышина

Камышинское реальное училище никогда не испытывало недостатка в учениках.

Профессор, химик-технолог Август Георгиевич Горст (1889-1981) вспоминал: «В. А. Юратов дал мне хорошие знания по математике, Я с благодарностью вспоминаю о нем. Помню фамилии других педагогов - С. Д. Морозова, Ф. А. Зимина, В. П. Иванова («…когда он рассказывал об исторических событиях, весь класс замирал и слушал его замечательные лекции), Бурцева («он выписывал английскую газету «Times»). Названные педагоги ярко отразились в моей памяти. Они составляли основной костяк Камышинского реального училища, обеспечивая ему хорошую славу».

Вспоминал Август Георгиевич и имена своих однокурсников. Это были реалисты Александр Шлейнинг (активно участвовал в камышинском вооруженном восстании; бежал в Америку и возвратился в СССР уже будучи врачом), братья Виктор и Георгий Долгов (последний стал профессором, доктором биологических наук), Август Зибенгар (впоследствии прославленный врач-хирург), Пантелеймон Альтухов, Федор Руш, Яков Грянкин, Иван Мурылев…

В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров Камышинское реальное училище было закрыто. Теперь лишь одни архивные документы могут рассказать нам о его славной истории...

Леонид Смелов. Из книги «Из века в век» (2008 год).
Клуб исторических изысканий КамышинStar (http://kamyshinstar.ru)
             

                                        

камышин, архитектура, история, образование, краеведение

Previous post Next post
Up