Оригинал взят у
bratstvo_stz в
О чем женщины узнают первымиО том, как Христос нарушил иудейские представления о правилах общения, мы поговорили в неделю о Самарянке после литургии на традиционном братском круге.
Иисус Христос и самарянка. Роспись катакомб на Виа Латина, Рим. Сер. IV в.
(Ин., 12 зач., IV, 5-42.)
5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему.
6 Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Говорит Ему женщина Самарянка: как Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо не имеют Иудеи общения с Самарянами.
10 Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий, и Кто есть говорящий тебе: "дай Мне пить", - ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая?
12 Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил, и сыновья его и скот его?
13 Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова;
14 тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать.
16 Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда.
17 Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: "у меня нет мужа",
18 ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала.
19 Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться.
21 Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение - от Иудеев.
23 Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё.
26 Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой.
27 Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней?
28 Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он?
30 Вышли люди из города и направились к Нему.
31 Тем временем просили Его ученики, говоря: Равви, ешь!
32 Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть?
34 Говорит им Иисус: пища Моя - творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело.
35 Не вы ли говорите: "еще четыре месяца, и жатва наступит"? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий.
37 Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их.
39 Из города же того многие Самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё, что я сделала.
40 Поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня.
41 И еще больше народа уверовало по слову Его;
42 и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем; ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира.
Известно, что женщина в восточной культуре не обладала тем же равноправием, как наши современницы на западе. Так же иудеи не общались с язычниками и с самарянами, которые хоть и были близки по крови, но исказили веру отцов в Единого Бога.
В христианстве общение с Богом выходит на новую ступень. Пробуждается желание делиться верой, делиться самым откровенным и дорогим. Избыток Божьей любви дает силы опираться не на внешние формы, а на действие Святого Духа. Христос не просто общается с самарянкой (к тому же грешницей), Он благовествует о воде живой, текущей в жизнь вечную, говорит о поклонении в духе истины в любом месте. Ей же Он открывается как Мессия.
«Для нас это настоящий пример выхода за границы восприятия веры «наша - не наша». Через открытость сердца раскрывается внутренняя свобода как дар Духа Святого», - заметил Алексей Евстигнеев, председатель братства во имя свт. Тихона Задонского.
У нашей сестры Ирины Куликовой возник вопрос: почему Господь открывается женщинам, не только самарянке, но и женам-мироносицам первым по Своем Воскресении? Размышления над этим вопросом подвели нас к понимаю, что каждый человек ценен в глазах Божьих.
В своей книге «Сын Человеческий» о. Александр Мень показывает, как, начиная с Богородицы, в Евангелии заметно возрастает значимость женщин. Даже грешница-самарянка оказалась способной воспринять Слово Божье, потому что ее волновали отношения с Богом: где можно Ему поклоняться. Оказывается, Господь становится все ближе и ближе к каждому, кто хочет искренне знать Его, независимо от пола, этнической и социальной принадлежности. Избранными становятся не те, кого избирают, а тот, кто слышит и действенно отвечает на Божий призыв.
Подготовила Надежда Крапивина
братство во имя преподобного Силуана Афонского
г. Воронеж