Вода живая и новый храм

May 13, 2015 07:37

Кому, согласно Евангелию от Иоанна, Иисус первым сам сказал о своем мессианстве? И кто услышал из Его уст первый ясный намек на Его Богочеловечество? Вовсе не апостол, даже не благочестивый книжник, а человек, который был вдвойне изгоем для иудейского общества: самарянка неоднозначного поведения, вышедшая к колодцу в неурочный час полуденной жары. Перед нами один из самых радикальных вызовов стереотипам, какие мы только находим в Евангелиях.


Прежде всего, Иисус объявляет себя Мессией (Ин 4:26). Это тем необычнее, что Он сохранял свое мессианство в тайне, и, скажем, жители Иерусалима еще долго оставались на сей счет в неведении (Ин 10:26).

Мало того, именно здесь впервые Иисус говорит о Себе: «Я ЕСМЬ», что напоминает об откровении Бога Моисею (Исх 3:14). В контексте всего четвертого Евангелия интересно и то, что здесь Иисус дважды именует себя «Говорящим»: «кто есть Говорящий с тобою…» (Ин 4:10), «Я ЕСМЬ, Говорящий с тобою…» (Ин 4:26). Это неслучайная фраза, ведь уже в Иоанновом Прологе Иисус назван Словом.

Может возникнуть вопрос: разве не звучит Слово лишь тогда, когда его могут услышать? Не сообщает ли Иисус прикровенные учения собеседнику, который едва постигает азы? Есть гипотеза, что самарянка сразу поняла, что Иисус изъясняется метафорически, и ее ответы выстроены также в метафорическом ключе. Но если это и не так, видно, что самарянка - человек незаурядный: не только Иисус переступает границы, отделяющие иудеев от самарян, но и она! В ее словах звучит национальная гордость («отец наш Иаков» - то есть самаряне не полукровки, какими иудеи их считали), но она не боится ставить под сомнение устои своей традиции: из ее вопроса о месте поклонения можно сделать вывод, что она открыта для колебаний и сомнений. Иисус беседует с человеком ищущим.
Читать далее

глеб ястребов, библеистика, богословие, экзегеза, иисус христос, экклезиология

Previous post Next post
Up