Фрагменты доклада Владимира Лавренова, председателя малого православного Мариинского братства: «Идея братства и примеры её воплощения в Русской православной церкви с древнейших времён до наших дней»
В этом году доклад (ранее прозвучавший в 2014 году на Паисьевских чтениях) был прочитан на Сретенском соборе - ежегодной встрече членов общин, входящих в Преображенское братство
В Священном писании существует немало мест, где братьями называются духовно близкие люди, отношения которых друг с другом исполнены любви и даже нежности. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью...», - говорит апостол Павел в послании к Римлянам. Ему вторит апостол Пётр: «в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Наконец, вершиной своеобразного братского исповедания являются слова апостола Петра: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». Именование друг друга братьями свидетельствовало об особой «семейной атмосфере» первых христианских собраний. Общность жизни и даже имущества делали такие собрания общиной, семьёй по духу.
Считается, что первыми разрешёнными римской властью братствами были похоронные объединения христиан, ибо только официальные структуры в системе римской государственности могли обладать хоть какой-то собственностью, находившейся под защитой закона. Вся «собственность» неформальных структур в период гонений подвергалась разграблению и конфискации. Поэтому первые братства сочетали в себе свойства общины с удивительной атмосферой дружбы, равенства, любви - и юридического лица, способного говорить на языке римской бюрократии.
Своеобразное «оскудение» идеи братства в мирянской среде и передача её в руки монашества (неслучайно единство понятий «братство» и «община» зафиксировал в IV веке Василий Великий, основоположник монашеского общинного опыта: «...братская община есть гимнасий, где упражняются атлеты... непрестанная тренировка, упорство в заповедях Божиих») было связано со многими причинами, проявившимися в том числе и в изменении отношения к Евхаристии. Один из выдающихся современных богословов профессор Оливье Клеман считал, что установившаяся в VI-VII вв. практика редкого причащения (от одного до трёх раз в году) была вызвана не только войнами, но и почти полным исчезновением образованных мирян. Литургия в ту эпоху превратилась в сакральное зрелище, разыгрываемое перед «невежественным» народом клириками, которые практически оставили причастие только для себя. Отныне в ней возобладал уже не общинный, а индивидуальный подход. Поэтому и развитие религиозного начала в братствах уступило другим - благотворительным, социальным и профессиональным.
Неудивительно, что только в XV в., почти девятьсот лет спустя, в Западной Европе и Юго-Западной Руси вновь рождается именно религиозная идея братства.
В связи с присоединением Литовского государства к Польше в 1569 г. все земли будущей Юго-Западной России попали под влияние не только польской администрации, но и католической церкви. Тогда и начался расцвет существовавшего уже столетие движения православных церковных братств. Практически каждый город и почти каждое селение рождало своё братство. И не всегда созданное братство имело благословение правящего архиерея, ибо исторические обстоятельства просто не давали возможности его взять, в том числе и из-за отрицательного отношения к сохраняющим верность православию братчикам со стороны вполне допускавших религиозные компромиссы священников и даже епископов.
Историки, пытающиеся найти объяснение возникновению этого феномена, совершенно верно указывали на то, что православные очень тонко и умно использовали все возможности правовой системы Речи Посполитой, выраженной для городов и местечек в Магдебургском праве. По этому авторитетному кодексу городские мастера каждого значительного ремесла соединялись в цех, представлявший собой корпорацию с собственным уставом, казной и имуществом. Ремесленники одного цеха назывались братством. ...Гонимые православные проявляли удивительную гибкость и изворотливость, создавая братства шапочников, сапожников и золотников. Эти объединения были обыкновенным явлением в глазах польских королей, которые беспрепятственно давали грамоты на их учреждение.
Читать далее