Оригинал взят у
stolcom в
Белая книга Сегодня, 20 и 29 марта в Центре документального кино будут показывать фильм, ставший официальным символом XI Зимней Паралимпиады. «Стол» посмотрел его заранее
Сочинский олимпийский праздник ушел уже будто в далекое прошлое, и если бы фильм «Дух в движении» был только о нем - нечего было бы и говорить. Но лента эта, на самом деле, куда шире: вне зависимости от того, что хотели показать создатели фильма, получилось у них публицистическое высказывание о современном мире и о тысяче способов, которыми тот может лишить человека жизни, радости, будущего.
Например, мир может устроить аварию на Чернобыльской АЭС - и вот маленький Алексей из России рождается с врожденным уродством, без ног, живет в детском доме и крадет с кухни еду. Или еще способ: отправить американца Рико Романа на войну в Ираке, где он подорвется на мине и лишится ног. А можно австралийцу Джейсону Сауэру ловко предложить марихуану, тот согласится, перейдет на другие наркотики, а на Рождество чуть не умрет от передозировки и подвергнется ампутации. Еще подойдут оголенные провода и плохая медицина. Из-за них 5-летнего китайца Ду Хайтао сначала выпишут из больницы со справкой о смерти от удара тока, а потом собственный дед в домашних условиях будет спасать мальчика подручными средствами, без наркоза отрезая ему обе руки. Кроме того, людей могут истязать и простые машины. Оксану Слесаренко, например, одна из них сбила в 17 лет, навечно приковав к инвалидной коляске. Сколько, сколько изощренных и не очень способов сделать нас несчастными!
Ты слышишь эти истории, рассказанные спортсменами и их родственниками (а съемки фильма проходили не только в Сочи, но и на родине каждого из героев), и соглашаешься, что Паралимпиада - это явление, отражающее нашу жизнь, пожалуй, лучше, чем Олимпиада.
Она нам больше к лицу.
- Мы задавали вопросы аккуратно, чтобы никого не обидеть, не задеть чьих-то чувств, - поясняет автор сценария и один из режиссеров фильма София Гевейлер на предпремьерном показе. - Но все-таки обычно спрашивали героев, считают ли они свои несчастья своего рода воздаянием, или чудовищной несправедливостью, или уроком. И вот тогда они начинали говорить о своем отношении к Богу, правде, другим людям.
Рассуждения паралимпийцев незатейливы и честны: они верят и в Бога, и в карму, не хотят мириться с бедами, но уже устали кого-то винить. Бразильский сноубордист Андре Синтра пояснил свою мысль образно: да, есть, должно быть, какая-то «книга судьбы», из-за которой он в 16 лет пережил аварию и ампутацию ноги, но есть и «белая книга» - другая скрижаль, куда историю своей жизни вписывает сам человек. И жить хочется по «белой скрижали», а не по «книге судьбы». Сказанное Андре выстрадано. Вскоре после ампутации он лишился родителей («Эта потеря была тяжелее первой потери ноги», - поясняет Синтра.) и стал главным кормильцем в осиротевшей семье, где было еще двое детей. И вот же, смог: поднял обанкротившуюся фирму отца, а теперь известен еще и как первый бразильский сноубордист-паралимпиец. Эти победы никак не могут принадлежать судьбе и «миру сему», это победы его, Андре, и сил добра - он знает это из личного опыта.
Проблеском добра в зловещей реальности авторы фильма считают и само паралимпийское движение, сам спорт.
- Тут все по-настоящему, - рассказывает Дмитрий Семибратов, режиссер монтажа фильма. - Когда видишь, например, как следж-хоккеисты сражаются друг с другом, понимаешь, что это даже азартнее и напряженнее, чем обычный хоккей. Страсти разгораются сильнее, будто речь идет о жизни и смерти.
Однако уже в фильме герои задумываются: а что дальше? Мать Ду Хайтао с грустью признает: сын немолод, после 30-ти оставаться в паралимпийской лыжной сборной Китая будет все труднее, а как иначе ему зарабатывать на жизнь, искать себя? Хайтао хочет иметь семью, детей, жить полноценно, а не от гонки до гонки, но с трудом верит, что это когда-нибудь получится. Следж-хоккеист и бывший пехотинец Рико Роман считает, что спорт - хорошая замена войне, однако все же не мир. И зритель соглашается с героями: у них получился первый шаг - побороть несчастье действием, волей к победе, но это еще не решение задачи, не разгадка «книги судьбы». Беспокойство остается, будущее пугает. Потому на втором шаге так хочется обрести мир и совсем порвать с черной книгой. Здесь мы мало отличаемся от паралимпийцев: шаг от судьбы и кратковременных побед над ней к полной и мирной Свободе - решающий, чудесный шаг в жизни каждого. И это, конечно, больше - выше, сильнее - чем спорт.
Ольга ФИЛИНА