За всем тем остаётся очевидной истиной то, что и женщина - человек

Jan 02, 2015 11:24

XXX

Что касается в особенности до института женской образовательной общины, без сомнения, не вошли бы в него некоторые из наук учебного округа в миссионерском институте мужской общины; другие же, хотя были бы преподаваемы и девицам, однако не в той обширности, в какой юношам. За всем тем остаётся очевидной  истиной  то, что и женщина - человек; и что, как три предмета составляют полный состав познаний, достойных такой разумной и словесной твари, как человек: Бог, Природа и сам Человек, то сколь ни ограниченны были бы сведения по некоторым наукам в миссионерском институте девичьем (например, науки математические, кроме первых правил арифметики, для него совсем были бы невместимы), однако надлежало бы сообщать и девицам познания о трех великих предметах в такой соразмерности и полноте, которая не была бы отягощаема излишествами и не была бы оскорбляема лишениями обидными.
[Spoiler (click to open)]
И как монета, сколь мала ни была бы, копейка ли, денежка ли, полушка ли, все должна иметь правильное и полное образование, соразмерное назначению своему и кругу действования своего в обществе человеческом, притом надобно, чтобы на ней было отпечатано знамение Державы её, или образ царя Державы, или имя его: так и круг познаний, достойный христианина, мужского ли он пола, женского ли, сколько бы ни был мал, но все должен быть кругом и полным кругом, без ущерба и усечения, и соразмерным назначению и служению его в Церкви и Государстве. Притом надобно, чтобы этот круг знания имел характер общий и всем другим кругам знания, принадлежащим Царству Христову, по которому Церковь признает их своими, по которому они имеют ход и достоинство в Церкви; и этот характер есть вера в Господа Иисуса Христа распятого и любовь к Богу, как Отцу человеков по Сыну Его Единородному Иисусу Христу, и любовь к человечеству, как семейству, происходящему от одной крови Адама земного и единой  кровью Адама Небесного искупляемому и получающему свободу входить в истинное Святилище Божие, то есть в самое небо, посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою. Утверждаясь на сем основании, предполагаю, что воспитанницы миссионерского института постоянно изучали бы Святую Библию на славянском и русском языках с краткими примечаниями; читая ее при пособии руководства к правильному разумению Богодухновенного Писания, и избранные места, в особенности из Псалтыря и Нового Завета, утверждали бы в памяти; и проходили бы весь круг учения христианского, какой был бы предначертан для мужского миссионерского института; хотя на некоторых статьях, особенно обличительного богословия, не останавливались бы подолгу. Но за то в деятельном богословии глава о должностях жены, матери и хозяйки, в особенности о должностях жены священника и матери-церковницы, и также о должностях служительницы при церковной миссии, были бы преподаны им в совершеннейшей по возможности полноте и занимательности. После Священного Писания и богословского систематического учения нет ничего нужнее для воспитанниц миссионерского института, как психология и особенно логика; но и здесь они были бы избавлены от всяких бесплодных тонкостей и проблем; а за то ознакомились бы, как можно лучше, с источниками предрассудков и заблуждений и с бесчисленными, самыми нелепыми и уродливыми химерами, рождаемыми душой  так часто и в таком множестве, дабы они и с этой стороны видели немощь, бедность и повреждение в природе человеческой, требующей возрождения от Духа истины; дабы видели, как часто самой  легкой  и приятной  шуткой, прикрывающей  крокодила на дне души, человек сильный или женщина сильная своей немощью, ругается над святейшими истинами, и втаптывает в грязь драгоценнейшие жемчужины блага семейственного, церковного, общего; дабы видели, как мы много грешим перед Богом неведением, забвением, нерадением о приобретении основательных знаний и о хранении приобретенного, грешим и не чувствуем этого. Правила для избежания предрассудков, правила для борьбы с предрассудками, уже нажитыми, правила для очищения ума от заблуждений, правила для усмотрения и незнания истины, правила верности истине познанной, были бы изложены полной мерою  в той логике христианской. Но все они заключались бы кратким обозрением плачевной юдоли истории философии, и тут было бы показано им, как человеческий разум повергался в разных веках из одной бездны заблуждений в другую, как самый свет луны философии, всегда заимствуемый ею от единого солнца духов Христа, Света истинного, который просвещает всякого человека, грядущего в  мир, как самый свет этой луны, имеющий свою приятность и свою меру пользы, не мог согреть, не мог воскресить, не мог оживить мира нравственного, и как необходима была для возрождения человеков религия Иисуса Христа. Одну и ту же систему логики преподавали бы в институтах миссионерских - мужском и женском. Историю Церкви всеобщей и отечественной, общую историю человечества в гражданском быту, географию политическую, в особенности историю и географию России воспитанницы изучали бы таким же образом, каким и воспитанники миссионерского института. Преподавали бы анатомию тела человеческого и в женском, как вторую часть антропологии, но не с такими подробностями, как в  мужском. Учение о натуре составили бы из важнейших сведений космографии, географии физической, естественной истории, в которой ботаника была бы преподаваема с особенной полнотой и подробностью (эта наука преимущественно девичья), и физике. Науки словесности (грамматика, поэзия, риторика) показали бы, как они могут истины Евангелия прилагать к исцелению душ  человеческих от невежества и суеверия, а руководство к врачеванию простых и в особенности женских и детских болезней простыми средствами, повивальное искусство, наставление, как прививать коровью оспу, обогатили бы их способами служить ближним по телу. Без сомнения, девицы не сочиняли бы проповедей, но в сочинении христианских писем приобретали бы навык, от которого Церковь могла бы получать изобильную пользу. Из иностранных языков довольно для них было бы одного французского. Священная музыка, благословенное в жизни утешение и прославление Бога, была бы необходима в периоде воспитания этих девиц, назначенных для служения Церкви.



Некоторые воспитанницы миссионерского института вступали бы в супружество с воспитанниками образовательной миссионерской общины, и с мужьями своими были бы определены к известной миссии. Другие, избирающие путь иноческого звания, оставались бы в женской образовательной миссионерской общине под искусом, или получали бы должности или при институте, или при церкви, или в больнице, или другие проходили бы послушания монастырские, а некоторые довольно испытанные и уже пожилые были бы посылаемы под названием диаконисс в известную церковную миссию, и начальствующий миссионер назначил бы всем им места служения при частных станах, занимаемых миссионерами женатыми, а некоторым - в том же селении, где миссия имела бы свой центральный стан.

Воспитанник миссионерской общины, избравший стезю супружеского состояния, если не нашел бы себе невесты в миссионерском образовательном монастыре, то мог бы найти ее между девицами церковнического звания, воспитанными в другой женской обители; ибо слышал я, что по распоряжению правительства церковного, во всех женских монастырях будут училища для девиц духовного звания. Тогда, без сомнения, особенное внимание на себя обратят женские монастыри по главным городам в епархиях, так что, может быть, в каждом из таких  монастырей будет учрежден институт для девиц духовного звания, не уступающий миссионерскому; тогда священный чин служителей Церкви подвинется далеко вперед на пути той образованности, которая прилична ему и достойна Российской Церкви.
Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России
               

иночество, монастыри, образование, мужи и жены, преп. макарий (глухарев), миссия

Previous post Next post
Up