XIX
Мы видим в Священном Писании, что Господь привел к Адаму всяких зверей полевых, и представил ему всяких птиц небесных, чтобы увидеть, как он наименует их, и что какие имена дал им Адам, то были истинные именами их, и выражали свойства и характеры тварей. И таким образом Адам нарек имена всем скотам, и всем птицам небесным и всем зверям земным. Написано также, что Бог сотворил человека по образу Своему, и поставил его на земле господином, чтоб он обладал рыбами морскими, и птицами небесными, и всеми скотами, и всей землей, и всеми гадами, пресмыкающимися на земле. Какой же тот и господин, который не хочет знать, что находится у него в доме? Сам Господь благоволил первое действие развития дарованной Адаму премудрости произвести, представив его вниманию разных птиц и скотов и зверей. Вот божественное начало и руководство к изучению естественной истории, и мне кажется, что склонность, а в других и стремление к сему познанию, есть в душе отголосок назначения и достоинства человеческого.
- Мы видим еще, что Премудрость, которую Соломон предпочел в своем желании благам земным, и с которой все блага земные пришли к нему, эта Премудрость не удовольствовалась наставлениями о богоугодном прохождении великого служения царского, но и познать природу, и силы всяких растений от кедра до иссопа изведать научила державного юношу. Без сомнения наука, вспомоществующая человеку в познании природы, в которой и сам он находится, Духу Божию благоприятна, когда законно проходит ее, то есть, когда имеют между тем попечение о приобретении и хранении чистого сердца, и когда Бога ищут в природе, и все исследования и открытия соединяют в один конец, в благодарение и прославление Бога, в удивление и поклонение Сотворившему все премудро и носящему все глаголом силы Своей.
Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России