Ты найдешь этот царский путь в миссионерских станах...

Sep 17, 2014 16:51

IX


Российское миссионерское общество, может быть, нашло бы нужным, избрав из членов своих одного в гражданском или военном сословии важного мужа, благовоспитанного, знакомого с науками, свободно владеющего, по крайней мере, французским языком, знающего свет, благочестивого, и поручив ему двух воспитанников церковной академии, даровитых, могущих, по крайней мере, при пособии словаря, понимать книги на французском языке, - послать их в разные христианские государства, дабы они, обозревая бесчисленные, в разнообразных видах истинного, доброго и изящного, проявляющиеся действия веры в Господа Иисуса Христа и послушания святым заповедям Его, вникая в порядки церковных воспитательных заведений, в особенности учрежденных для образования миссионеров, посещая миссии благоустроенные и плодоноснейшие и рассматривая, с одной стороны, удобства и способы миссионеров их, с другой - с какими они затруднениями и препятствиями в борьбе, как убеждают неверных, как наставляют новокрещенных и готовящихся ко Св. Крещению, как заводят и поддерживают училища и как учат.
[Spoiler (click to open)]
Все достойное внимания вносили в свои путевые записки, которые и представляли бы миссионерскому обществу, из которых общество могло бы многое издавать в свет, в которых правительство церковное находило бы многие полезные опыты и образцы, и которые возбуждали бы соревнование не только в воспитанниках и служителях Церкви, но и во всех сословиях.


Миссионерское общество снаряжало бы еще для путешествия по России небольшие посольства, под начальством благоговейных и просвещенных сановников, сопровождаемых также воспитанниками академий церковных. Эти посольства должны были бы посещать все и всех степеней училища, Лавры и другие монастыри, особенно общественные и пустыни, везде проповедуя священное назначение и обязанность Российской Церкви просвещать живущих в России магометан, евреев и язычников, и вводит их в Церковь Христову и в Царство Небесное. Эти путешественники приобретали бы миссионерскому обществу достойных членов, сотрудников, благотворителей-миссионеров, а начальникам общежитий монашеских было бы строго повелено не препятствовать добрым братиям входить в келейные беседы с таким посольством, а потом и в сословия миссионеров.
[Spoiler (click to open)]
Им было бы объяснено, что правило сбережения в сем случае может быть весьма погрешительным. Напротив, чем более обитель принесёт плода Господу Иисусу посредством братий своих в спасении душ человеческих, тем изобильнейшее благословение Божие привлечет на себя. Чем более для Евангелия и Царствия Божия потеряет, тем более добра духовного получит от Провидения Божия. Чем более благонадежных для службы миссионерской иноков из нея выйдет, тем более подвижники и истинные молитвенники будут в ней умножаться. Посольства миссионерского общества предпринимали бы путешествие еще по тем, странам Российской Державы, в которых много евреев, или магометан, или язычников. Наблюдения и записки об этих странах и народах были бы представляемы обществу и вошли бы в употребление при назначении мест для открытия и действования миссий, при составлении описания стран и народов, находящихся в Российском государстве и ожидающих от Российской Церкви проповедников Евангелия. Издание такового описания необходимо потому, что в России многие имеют слишком неправильные понятия, например, о Сибири. И эти предубеждения всегда могут удерживать самые ревностные души в стремлении в миссионерской службе в этой стране, если не постараются распространить в народе недорогие книжицы, в которых бы описаны были разные народы Сибири, разные языки их, разные нравы и обычаи их, разные климаты мест, где они отчасти оседлую проводят жизнь, а отчасти кочуют. Другие же, может быть, доброхотно посвятили бы себя служению миссионерскому, если бы знали, что они могут проходить таковое служение и не в Сибири, что Вятская, Казанская, Симбирская, Астраханская епархии, Кавказские горы, Литва и Польша, Таврида (эта Швейцария Русская), все эти страны представляют обширные поприща для действия проповедников русских.

Постоянным же делом Российского миссионерского общества было бы попечение об устроении и благосостоянии образовательных миссионерских заведений и самих миссий церковных. Для тех и других по благословению Святейшего Синода оно предначертывало бы как общие уставы, так и частные сообразные особенностям мест положения, и старалось бы распространять известность их во всех разрядах народа, особенно же между служителями и воспитанниками Церкви, в монастырях и преимущественно общежительных. Известность этих уставов усиливала бы в народе такие мысли, чувствования и желания, которые составляли бы участие его в миссионерском деле. Известность этих уставов открывала бы несомнительные стези всякому, кто бы обрел сердце служить при обращении инородцев к истинной вере. Известность этих уставов служила бы к раскрытию такой склонности во многих душах, и отвращала бы всякие вредные для неё виды, изобретаемые и представляемые мнительностию, согласовывая с понятиями о миссионерском служении, свойственные смирению мысли и всякие различия частных вкусов, немощей, навыков, путей, образов жизни и даже полов. Например, многие благоговейные иноки в пустынных общежитиях, многие благочестивые люди в мире живущие, восхотели бы послужить Господу Богу в спасении столь многих народов, остающихся доныне вне Церкви Его. Но того и другого из них удерживают следующие мысли: «Я недостоин учить людей, и потому самая склонность к миссионерской службе, движущаяся в сердце моём, должна быть нечто подозрительное, ибо в этой службе надобно просвещать народы, а для этого потребно многое, чего я не нахожу в себе. И когда помышляю о святых угодниках Божиих и о божественных апостолах, вижу, что желание хотя бы издали последовать за ними в том служении, для которого они были наделены откровениями и дарованиями чудотворения, есть во мне внушение тайной гордости». -  Всякому из таких [людей] при чтении устава церковных миссий, как бы кто говорить будет для разогнания сомнений, противных призванию Божию: «Отдай в рост склонность твою, как талант людям торгующим». Впрочем, не понаслышке ли ты говоришь таким образом, не потому ли только, что другие, истинным смирением одаренные, хотя и просвещенные, говорят этим языком? Но ты и в самом деле недостоин учить других, а только разве когда будет повелено, тогда будешь пересказывать другим человекам слова Божии, которые услышишь сам. Если же те, которым ты отдашь себя на рассмотрение, не найдут в тебе способности для сего послушания, то найдут для тебя весьма много других, сообразных с твоими дарованиями. Видишь, как многосложен состав сего служения. Ты не можешь быть проповедником? Будь до времени хлебником, водовозом для проповедников, будь чтецом, писцом, дровосеком, швецом, сапожником, учи азбуке детей, ходи за огородом, составляй лекарства, служи больным. Ты не умеешь уловлять души человеческие в невод Христов? Лови рыбу с Петром и Андреем, чини сети с Иаковом и Иоанном. Может быть время настанет, когда и тебе будет сказано от Спасителя: «Иди за Мною, и Я сделаю тебя ловцом человеков». Слышишь ли? «Сделаю», - говорит Христос. И так Петр и Андрей, Иаков и Иоанн не были еще апостолами, когда призваны были, но Спаситель сделал их тем в последствии. Так и тебя сделает плодоносным по мере, предназначенной для тебя сердцеведением Его. Но ты любишь уединение, ты даже ищешь и не находишь в России места, благоприятствующего безмолвию? Вот тебе все горы Алтайские и все горы Кавказские. Какая тишина царствует в этих величественных и прекрасных пустынях! Источники чистых, всегда прохладных вод своим журчанием не нарушают возлюбленной тишины их, а украшают ее. Не нарушает сего глубокого уединения, а украшает его кроткая серна, гуляющая по скалам с детьми своими. Украсит безмолвие твое и ласточка, которая с позволения твоего совьет гнездо в юрте твоей, будет с утра до вечера многократно влетать к тебе, и, сидя на верху жилища твоего, увеселяет тебя своим щебетанием. А с вечера до утра соловей в лесу будет соединять свой голос удивительный со псалмопением твоим во славу Создателя. Но более всего украсят твое безмолвие посещением своим природные жители этих лесов и гор, звероловы, твои знакомцы, твои соседи, между которыми ты будешь искать детей Иисусу Христу, а себе братьев по вере во имя Его. Для проповедания Евангелия этим слушателям совсем не нужно сочинять проповеди по правилам риторическим. Или страшишься пучины безмолвия и примечаешь, что строптивость нрава, гневливость и гордость в тебе требуют исправительных мер многочисленного общежития? Ты найдешь эти меры в образовательной миссионерской общине. Или хочешь, по руководству преподобного Иоанна Лествичника, подвизаться вдвоем с единомысленным о Господе братом, или втроем с двумя такими? Ты найдешь этот царский путь в миссионерских станах, когда будешь введен в действительную службу миссионера. По этому примеру можно судить, каким образом известность устава церковных миссий может служить весьма действенным средством к приобретению для миссионерского общества усердных и благотворных членов, для образовательных миссионерских общин и самых миссий благопотребных братий и сестер. Здесь все увидят, что нет такого сословия и состояния в мире, которое, при намерении богоугодном, не могло бы приносить пользы миссионерскому делу. И всякая наука может представить Господу участок свой, и всякое искусство может иметь свое употребление в службе его. И всякое художество и рукоделье, всякую опытность, всякое звание с посвященными Богу желаниями, Церковь его приемлет с благоволением, удостаивает благословения и обращает в великое дело спасения многих. Христианское правительство сосредоточивает всякие силы и способы, даруемые Провидением, и устремляет их к божественной цели, предпоставленной ему Главой Церкви Иисусом Христом. Оно решилось не упускать ничего, чем только может содействовать самому Провидению в искоренении заблуждений и в просвещении человеков, не оскорбляя христианского милосердия к заблуждающимся, и чем только может поощрить и ободрить подвижников, труждающихся в сем деле, отвратить от мыслей их недоумения и приготовить изнемогающим облегчения, утешения, упокоения.


Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России
                  

призвание, общение, преп. макарий (глухарев), миссионеры, миссия

Previous post Next post
Up