Быть сотрудниками Иисусу Христу и сообщниками св. апостолов

Sep 02, 2014 09:01

VI


Образы составления и умножения сумм церковных, которые находились бы в распоряжении миссионерского общества, могут представиться весьма многоразличные, как многоразличны и нужды, требующие столь многих иждивений. Одно открытие этого общества уже было бы случаем к приобретению весьма значительных сумм, особенно если бы Монарху было благоугодно принять в сем действии величественном благотворнейшее участие и характер великого эконома в доме Царя Царей. Ужели мало найдется таких членов для сего общества, которые почитали бы высокой  честью для себя радеть о пользах и успехах дела Божия, как о собственных, быть сотрудниками Иисусу Христу в возрождении племен и народов земных, быть сообщниками св. апостолов и всех рабов Христовых в избавлении от заблуждении, в просвещении и спасении человеков, и которые в сем служении находили бы верный путь угождения Богу, способ обогащаться любовью ко Христу, ко Святой Церкви Его и ко всему человечеству?
[Spoiler (click to open)]
Существенным богатством общества были бы без сомнения члены, руководимые духом апостольским, хотя бы они и не могли представлять богатых вещественных вкладов. Но неужели в российском народе мало и богатеющих не для себя, а в Бога? Когда народ подал случай и право иметь такие мысли о нем? Не вернее ли то, что силы его не только не исчерпаны, но еще не довольно развиты, не довольно познаны и испытаны, и что не так трудно возбудить и раскрыть эти силы, как содержать их в союзе мира и вести к единой цели святой и спасительной, в духе благоразумия, непрерывного самоотвержения и смирения христианского? Человек видит в делах своих всегда новые против старых истин погрешности. Эти погрешности освежают любовь его к старым истинам, и тогда они бывают новыми во внимании и вкусе его. Не человеки ли мы? Это весьма старая истина. Но иногда человек совершил бы подвиг исповедничества перед целым светом, подвиг восхитительный для всего неба, если бы выговорил не словом или языком, а самим делом: Homo sum! и я человек! И неправда ли, что погрешности умудряют человека, не престающего стремиться к совершеннейшему, несмотря на ошибки свои? Что было с нашими под Нарвою! И что наши сделали под Полтавою? Но Петр Великий показал, что он достоин был Полтавской победы, когда принял поражение под Нарвою, как первый урок в искусстве побеждать, полученный от победившего неприятеля. И вот урок, который Петр Великий передал россиянам. Он благотворен во всех отношениях. Виновата ли книга в том, что ученик ошибся, отдавая отчет в уроке, и, оробев, уронил книгу из рук? Он должен поднять ее и сказать про себя: Homo sum - и учиться. Петр Великий устрашился ли ошибок, трудов, иждивений, потерь, огорчений, каких стоило ему создание войск сухопутного и морского? Преемники его каких трудов не понесли, каких сумм пожалели, каких ошибок устыдились, каких потерь ни потерпели, каких неприятностей убоялись, чтобы совершить начатое Петром Великим? И вот Россия имеет, наконец, отличное воинство и грозный флот. Она хотела, молилась Богу, трудилась, ничего не жалела, ничего не страшилась, ничего не стыдилась, и получила плод от великих усилий и увенчалась великой  славою. - Теперь неужели и мы, которых за пределами государства не устрашают ряды огнедышащих жерл неприятельских, убоимся издержек, беспокойств, неудач, ведущих к решительному успеху в деле, составляющем внутреннюю, неувядающую, истинную и вечную славу народа? Нет, не убоимся, если только возжелаем этой славы. Не убоимся, если только восхотим усилить распространение христианского просвещения в русском народе, а через него и в иноверцах, покоренных России Богом. Не убоимся, если только решимся, забывая заднее и простираясь вперед, стремиться к цели, к награде вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Не убоимся, если сообразим, что Правитель мира, который вверил России Сибирь со всеми народами, поклоняющимися идолам, или верующими лжи Магомета, отверз во глубинах Сибирской земли и открыл даже в поверхностных слоях её сокровищницы свои, и реки золота и серебра полились в недра России в то особенно время, когда светлые и чистые воды слова Божия начали струиться в русском народе и в русском слове.

Не убоимся, если будем уверены, что одним из сообразнейших намерению Божию образов употребления драгоценных металлов Сибирских, было бы, кроме устроения недорогих церквей по деревням и детских школ при деревенских священниках и причетниках, образование миссионеров и учреждение церковных миссий в пользу находящихся в России язычников, магометан и евреев. Да и эти народы посредством российского, как некогда российский посредством греческого, омываются, освящаются, оправдываются именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Не убоимся, если будем скупы на то, чего Господь от нас не требует и на суетное. Не убоимся расточать добро Божие на важнейшие, вопиющие нужды Российской Церкви, которые суть несомненные требования воли Всевышнего. Не устрашимся ошибок и неудач, когда и в брани с невежеством и суеверием, с предрассудками и страстями, содержащими ближних наших во тьме, будем, как и в бранях с плотию и кровию, помнить, что мы все и всегда человеки, но - что с нами Бог!
Макарий (Глухарев), архим. Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями,магометанами и язычниками в России

россия, деньги, преп. макарий (глухарев), миссия

Previous post Next post
Up