adelgeim 13 июн, 2009 07:47 (местное)
я все равно не понимаю в чем здесь проблема?
У штатного священника и настоятеля не одинаковые задачи. Кроме обязанностей священника настоятель создаёт микроклимат в приходе, духовную атмосферу, обстановку. Они связаны с его личностью. Есть разница: Вы приходите в храм, имеющий уклад и традиции, которые учитесь беречь. Или к Вам приходит новый человек, лишает Вас голоса и начинает ломать Ваш уклад и традиции, сложившиеся с основания общины. Так совершаются революции, разрушающие старое и не всегда умеющие создавать новое. Для разрушения нужна смелость, оправданная или нет дальнейшим созиданием.
Мне приходилось служить в Кафедральном соборе и других храмах штатным священником. Приходя в новый храм, стараешься вписаться в тот уклад, который до тебя создан и выполнять свои прямые обязанности, помогая настоятелю делать общее дело, которое он изначально предпринял, восполнять своими усилиями то, что нуждается в восполнении. В этом я прекрасно Вас понимаю. Другое дело, когда ты 20 лет созидаешь приход и преуспел: храм восстановлен, иконостасы, интерьер, не говорю об освещении, отопление и прочих коммуникациях. Создан хороший хор, ведёшь ежедневное богослужение и проповедь на достойном уровне, есть школа, в которой ты преподаёшь богословские дисциплины, строишь отношения, определяешь приоритеты. В приходе 17 лет существует не воскресная, а общеобразовательная школа регентов. От руководителя зависит очень многое. Вдруг на "живое место" ставят нового настоятеля. Над тобой и всем созданием ставят священника, не имеющего опыта. Он оказывается случайным человеком в церкви. Не имеет никакого образования, ни светского, ни духовного, безразличен к богослужению, не может сказать проповедь, не организован, но самоуверен. Он сразу подобрал партию, расколол Приход, уничтожил хор, один из лучших в епархии, поменял интерьер храма, снял писаные иконы и заменил их литографиями, переделывает и меняет местами всё, что только можно изменить. Исчезли мои личные иконы, которые я сам принёс в храм. Уволены сотрудники, с которыми работал в храме и школе много лет. Изгнаны полностью Приходское собрание и Приходской совет. Уволены все мои единомышленники, и сам ожидаю со дня на день увольнения, как уволили меня уже из нескольких, мной созданных приходов, в которых тоже прослужил много лет. Ты снова оказываешься в чужом храме, где всё не твое. Ты остаёшься безмолвным и бесправным наблюдателем происходящего развала. Важно, кого поставят на твоё место. Один умеет созидать, другой разрушать. Меняется не только обстановка, меняется дух прихода и его общественное сознание. "Скучными" собрания бывают, когда они не наполнены содержанием. Их можно оживить. Если на собраниях ставить актуальные проблемы церковной жизни, готовить доклады и обсуждать, да и просто свободно общаться, делиться мыслями и впечатлениями, собрания становятся событием приходской жизни. Это требует напряжения сил, духовной работы. От человека, от организатора приходской жизни зависит слишком много, и есть о чём жалеть. Снять священника, прослужившего в храме 20 лет, означает ампутацию. Рана зарастёт не скоро, даже при достойной замене. Если замена окажется недостойной, неизбежны раскол и разруха. Мне казалось, это понятно само собой.
ссылка