Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения митрополита Антония Сурожского. О том, насколько важно знакомиться с наследием владыки современным христианам, мы беседуем с духовным попечителем Преображенского братства свящ. Георгием Кочетковым
- Отец Георгий, почему Вы считаете, что современным христианам следует читать полностью все книги митрополита Антония Сурожского?
Свящ. Георгий Кочетков: Дело в том, что есть люди, не часто встречающиеся даже в церкви, с очень тонким духовным слухом, который можно было бы даже назвать слухом мистическим. Есть среди них люди и совсем редкие, обладающие абсолютным слухом: например, Сергей Сергеевич Аверинцев, некоторые другие величайшие мыслители, богословы, философы. Их надо, действительно, впитывать в себя, в свою жизнь, доводя до самого сердца. Среди таких людей с утончённым слухом можно назвать и митрополита Антония. Конечно, он, подобноСергею Иосифовичу Фуделю или отцу Александру Меню, отцу Всеволоду Шпиллеру, отцу Виталию Боровому наиболее полезен новоначальным, тем, кто только начинает устроение своей церковной жизни, подготовку к служению Богу и Церкви, Богу и ближним. В это время жизни человеку особенно важно читать этих авторов, потому что не всегда можно дать новоначальным даже того же Сергея Сергеевича Аверинцева, уж не говоря о Николае Александровиче Бердяеве, отце Сергии Булгакове и т.п. Полагаю, людям надо это знать, потому что рекомендовать какого-либо автора для чтения «сплошь», полностью, в полном объёме - очень ответственное и важное дело. Вот в этом ряду и стоит имя владыки Антония Сурожского.
Он был человеком живого проницательного сердца и ума, с мистическим опытом и чувством высокой ответственности за настоящее и будущее церкви. Он был настоящим пастырем и тонким психологом, человеком открытым и в то же время отнюдь не тем, кто не осознаёт или не держит границ как во внутренней, так и во внешней жизни. Чтение его трудов очень полезно, оно наводит на размышления, настраивает на возвышенный лад всякого человека, обращающегося к его слову.
Конечно, наряду с митрополитом Антонием можно было бы еще рекомендовать, скажем, афонского старца Силуана (Антонова), мать Марию (Скобцову) и других святых.
Надо признать, что даже у некоторых прославленных святых мы не видим абсолютного мистического слуха. Так что, хотя митрополит Антоний ещё не канонизирован, но чтение его книг в определённом отношении бывает полезнее чтения некоторых святоотеческих работ. И вникнуть в его наследие, принять его дух, приобщиться творчески к его служению, к его опыту ― это большая и серьёзная задача для людей нашего времени, которые тоже нередко лишь начинают свой духовный путь и находятся как раз на том уровне новоначальных, о которых я только что говорил. Сюда же можно включить даже немалый ряд священнослужителей.
Поэтому я советую читать его как можно больше наряду с другими названными мною авторами, насколько у нас хватает духовных, сердечных и интеллектуальных сил, особенно в первые годы после оглашения - в первые три, пять, десять лет жизни в церкви. Человеку многое надо усваивать в церкви, и мне кажется, что наследие владыки Антония здесь не должно быть потеряно, оно должно быть именно усвоено, как я и сказал.
Свящ. Георгий Кочетков: Отца Тавриона я не назвал только потому, что от него осталось лишь небольшое количество записей его проповедей; сам он ничего не писал. Он тоже святой человек. Конечно, я не называл о. Сергия Булгакова или Николая Александровича Бердяева, потому что они явно не для новоначальных. А митрополит Антоний доступен всем, у кого есть хотя бы минимальная платформа - просто живая вера. Даже люди, мало что знающие в богословии, в истории церкви, мало разбирающиеся в святых отцах и не всегда способные читать труды тех или иных выдающихся святых, всегда могут читать владыку Антония, как и отца Александра Шмемана.