Катехео: Интернет-конференция: Возможности и невозможности искусства и культуры в процессе воцерковления Александр Михайлович, здравствуйте!
Как относиться к иконам, которые были написаны местными художниками, и имеют мягко говоря, неканонический вид?
Tatyana Shapovalova
Александр Копировский: Татьяна, можно их просто не замечать - поклоняться им ведь никто не заставляет. Только не забудьте, что и ваши представления о каноне могут быть, мягко говоря, неполными…
Бывает хуже - есть иконы каноничного, даже подчеркнуто каноничного вида, но их персонажи или изображенные на них события не есть плод Божественного откровения и общецерковного признания. В этом смысле они не более чем «дело рук человеческих»… В Третьяковской галерее, например, есть великолепная, огромная, горизонтального формата икона сер. XVI века «Благословенно воинство». Она в аллегорическом виде изображает возвращение русского войска во главе с Иваном Грозным из похода на Казань. Там живые воины-победители сопровождаются святыми воинами-мучениками. Идеология налицо. Ну, а современные примеры Вы и сами, наверное, знаете…
Фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года.