На сюжет Благовещения написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон «Благовещение Устюжское» , принадлежащая сейчас ГТГ, датируемая XII веком. Устюжское Благовещение. Свое имя эта икона, созданная, видимо, новгородским художником, получила в связи с легендой, что ее вывез в Москву из Устюга в XVI веке Иван Грозный. И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы естественнее всего начать рассказ об образах Благовещения в искусстве Древней Руси.
В основе «Благовещения Устюжского» лежит очень простой и очень древний извод, восходящий даже не к византийскому, а раннехристианскому искусству. Крупно, в полный рост, почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события - принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица. Никаких предметов и деталей, обозначающих место действия, ничего отвлекающего от них внимания здесь нет. Спокойно, недвижимо стоит архангел Гавриил, опущены его золотые крылья. Но он чуть повернулся к Богородице, и его правая рука поднята в жесте обращенного к ней благословения - как безусловный и ясный знак принесенной им вести, переданной благодати. Прямо перед собой смотрит стоящая на невысоком порожии Богородица, но голова ее наклонена в сторону архангела Гавриила в знак того, что внимает она принесенной им вести, обретает принесенную им благодать. И как зримый итог этого обретения - изображен на ее груди, поверх складок мафория, обнаженный младенец, на которого указует она правой рукой. И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи; кудель Мария держит в левой руке - как таинственное «прядение» из материнской крови плоти младенца истолковывалось то прядение ею пурпура, о котором говорит предание.
Вверху, над архангелом Гавриилом и Марией, в синем «небесном сегменте» изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса Христа, но с седыми волосами - «Ветхий Деньми», и синий луч, нисходящий на Богородицу Дух Божий, идет от него и касается ее плеча. Но эти жесты и знаки делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик архангела Гавриила и Марии. Поистине исполненными благодати предстают на иконе и златовласый, могучий, большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-голубых одеждах, принесший весть, и величаво кроткая Богородица, благодать принявшая. Необычайно кратко и емко передает «Благовещение Устюжское» самую суть евангельского рассказа о принесении благой вести. Древняя икона завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.
отсюда