Почему диагноз: «страна больна, устала, общество пребывает в затяжном кризисе» - преследует Россию?
Mar 14, 2014 10:38
Чтобы лечиться, надо знать от чего
ДиаНовости, 2002, № 5 (68)
Со своей болью каждый из нас остается наедине. Но есть общие болезни, атмосфера пространства, в котором мы живем. То, что она в России нездорова, пронизана настроениями распада, - не новость. Это легко заметит даже не самый тонкий наблюдатель. В чем причины российских недугов? Почему мы так уязвимы и подвержены стрессам, почему ослаблен весь российский организм и снижен его иммунитет, куда уходит энергия нации - не поняв этого, бессмысленно лечиться.
Отец Георгий, почему диагноз: «страна больна, устала, общество пребывает в затяжном кризисе» - преследует Россию?
Когда люди доведены до полного истощения нравственных сил, общество здоровым быть не может. Мы прожили тяжелейший XX век - время гонения на все духовное и восстания против самого человека. Вот главный корень наших болезней. Отсюда нервные и психические срывы, самоубийства, поэтому умирает молодежь, нас становится все меньше и мы хронически отстаем от всего, что есть в мире передового. Мы стали всего и всех бояться, одеваем на себя тысячи масок и уже забыли, где наше истинное лицо. Это антропологическая катастрофа.
[Spoiler (click to open)] Я помню, как в начале перестройки приезжал в Москву Вселенский патриарх Димитрий, и в своей проповеди он говорил, что мы прославляем решения Седьмого вселенского собора, который был в VIII веке и утвердил иконопочитание. Но мы забыли, что и сейчас главная проблема - иконоборчество. Потому что живая икона Бога - это человек, который попирается и унижается.
Но ведь человек позволяет так поступать по отношению к себе, что особенно характерно для России.
Больной дух, больное сознание и больное тело не могут защитить себя, а могут лишь ухудшать собственную жизнь и жизнь соседа. Люди разуверились. Хотя мы часто повторяем: христианство есть вера в Бога и вера в человека, вторая часть до сих пор народом не воспринимается. На то имеются глубокие исторические причины.
Если взглянуть на нашу историю, там сплошные драмы, войны, бунты, революции.
Это свойственно всем великим нациям. Воинственности нам было не занимать, но и другим народам тоже. Углубившись в их историю, мы найдем то же самое: и беззаконие власти, и раболепие, и коварство, но и высокие устремления. У нас это Андрей Рублев, прекрасные храмы, великая живопись, музыка, литература, сокровище русских икон. Рублевскую «Троицу» вы встретите на Западе не только в православных, но и в католических и протестантских храмах. Мы внесли в мировую культуру то, что признано всеми. Но есть и обратная сторона медали, колоссальный разрыв между плюсом и минусом. И то, как положительное и отрицательное сосуществует, развивается и враждует, ярко описано в Библии. Это главная мысль Священного писания, что полюсы добра и зла все дальше расходятся и все больше усиливаются. Тем самым и война, духовная брань, становится все более ожесточенной.
Похоже, добра на этом поле брани уже почти не видно.
Добро есть в каждом человеке, потому что, повторяю, он -живая икона Бога, и образ Божий присутствует в каждом из нас, даже если он затемнен. «Икона» с греческого переводится как «образ». Мы этого не понимаем еще и потому, что нам никто этого ясно и просто не сказал. Это не значит, что в России сейчас нет святых людей. Они есть, но мы о них не знаем. Так было и с Серафимом Саровским - величайшим нашим провидцем, скрывавшимся в арзамасских лесах от двора и всяческой суеты. В народе ходит множество рассказов о чудотворцах, о прозорливых, но это часто мифы. Потому что настоящее, Божье - оно сокровенно, скрыто от глаз.
Я верю в то, что в глубине души каждый человек хорош, даже преступник. Когда в советское время мне говорили: «Вон тот сотрудничает с КГБ, не подходи к нему», я отвечал: «Для меня он просто грешник, пораженный смертным грехом. Да, опасно заразиться, но почему я не могу проявить к нему милосердие?»
Мы должны помочь Богу действовать, мы - Его помощники, и Он ждет помощи от нас, как и люди ее ждут от Него. Потому что многие не разумеют, куда идти. Как младенцы ползут, куда их направят, так и народная душа движется без цели, теряя силы, когда ее зомбируют: лозунгами то о святой Руси, то о великой нации или о том, что мы против глобализма и нам надо от всех изолироваться... Этим мы отравляем душу народа.
Постичь загадочную русскую душу крайне трудно...
Подобные разговоры я считаю неактуальными, а характеристику устаревшей. Загадка души есть повсюду, у всех.
Но именно наш народ называли то богоносным, то ущербным...
Когда-то мы давали повод и для того, и для другого, но теперь все это пережитки, ничего этого сейчас нет. Отнеситесь с почтением к тайне любого человека, независимо от цвета кожи, разреза глаз и наличия усов.
И все же у каждой нации есть свои особенности, свой характер... Вот мы - какие?
Сейчас скорее никакие. У нас нет оснований, чтобы надувать щеки, нет и характера. Есть бесхарактерность. Поэтому мы так легко выезжаем на жительство куда угодно, ищем себе лишь комфортной жизни, не хотим нести тяготы и брать ответственность за происходящее. Но наш характер будет формироваться, и он уже формируется, хотя и не в лучшую сторону. Беда в отсутствии у нас духовно значимого позитивного примера. Пока все же берет верх то, что недостойно подражания, в том числе и в Церкви, которая нередко оправдывает всплески фундаментализма, агрессию, а значит, пока не может быть совестью нации. И очень жаль, что некому поддержать национальный характер, едва начинающий складываться заново. Не надо лепить его по какой-то модели, это является безумной гордыней. Надо помочь ему развиваться естественно, по-божески, а не насильственно, не по произволу, не потому что у кого-то есть власть или деньги.
А почему алкоголизм так буйно, как у нас, нигде не цветет?
Во-первых, в России... холодно и хочется согреться. Но самый страшный «космический» холод - он внутри, он рождается от одиночества, от индивидуализма. Люди живут под одной крышей, служат в одном алтаре, но испытывают друг к другу недоверие. А алкоголь - суррогат, зато создает впечатление общения. То же самое наркотики. Кто их употребляет? Тот, кто жаждет удовольствий, необычайных ощущений, ничего для этого не сделав. Кто отвязан, не привит ни к какому древу и не может ни за что отвечать. Потому что так его воспитали. Поэтому мы часто впитываем лишь все худшее.
До начала XX века привитость в России была, но мы сознательно ее искореняем, разрушая все связи, стимулируя предательство родных и близких, доводя все до абсурда, до предела, назло самим себе. В этом искореженность русской души. Другие нации тоже часто делают назло другим, но никогда - себе. Потому все самое отвратительное так быстро у нас распространяется и все мировые отходы сегодня плывут в Россию.
При этом нас не любят и используют по полной программе.
Мы даем для этого основания: не держим слово, нарушаем элементарные принципы этики, установившиеся между государствами, на нас нельзя положиться. Сами не любим работать и не уважаем чужой труд. Мы обожаем лежать на печи, а не действовать. Сказки про Ивана-дурака - отражение нашего самосознания. К тому же мы наполнены гордыней, а тот, кто ставит себя выше других, открывается для эксплуатации: «А, ты думаешь, что ты лучше, давай-ка нам плати...» Крайне вредны и все разговоры о Святой Руси, о нашей мессианской роли в мире, о том, что наша церковь единственная, сохранившая истину веры.
И если уж говорить о церкви, к которой мы (и я) как-то причастны, то мы по сути возродили в ней имперскую структуру. Символ этого - тот же храм Христа Спасителя. Достаточно в него войти, чтобы ощутить эту болезненность. Я не против идеи восстановления исторической справедливости и не против храма как образа покаяния, которое он должен был явить. Но, увы, не получилось. Не случайно об этом уже забыли. И когда там устраиваются пышные церковные церемонии, народ буквально «рекрутируется» туда из других московских храмов.
И как в нынешних условиях не впасть в отчаяние, где найти источники социального оптимизма?
Они появятся, когда будет дан пример лучшего, когда кто-то докажет, что, ведя себя по-иному, ты лучше достигаешь своего призвания свыше.
Но если нет таких примеров, значит, мы их не заслужили?
Дело не в том, что не заслужили, а в том, что мы слепы. Прозрение же - оно от Бога, от благодати, которая даром дается, но которую надо уметь принять. И в этом загвоздка: Бог нам дает, а мы Им пренебрегаем, не берем. Иногда из ложного смирения - мол, мы не достойны. Или из ложной гордыни: нет, мы сами...
Значит, мы не чувствуем Господа?
Мы от Него ушли очень далеко. И фальшь разговоров о нашей святости отдаляет нас еще больше, так как утверждает как норму то, что и рядом с ней не стояло.
Выходит, Россия совсем не святая?
Нет. На сегодняшний день очень грешная. Но ведь потенциально и самый большой грешник, раскаявшись и обновившись, может стать святым.