Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием
Feb 25, 2014 18:16
О навыке ходить пред Богом
Молитва - дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка. Все, что бывает будто хорошего от этой внешности, кажется только хорошим, а не есть. Потому на это никакого внимания обращать не должно.
То, что вы делаете, лучше бросить. Главное, в чем надо упражняться, есть память Божия, или хождение в присутствии Божием. Старайтесь приобрести навык всегда быть в сознании и чувстве, что находитесь под оком Божиим, проникающим всю глубину вашего сердца и все внутренние движения ваши видящим.
[Нажмите, чтобы прочитать ещё немного об этом] Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом. Все, что надо знать о производстве сей молитвы, находится в книге о невидимой брани[6]. Там и посмотрите. Главное тут: стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде сущему. Лучше стоять, чем сидеть. О дыхании, положении головы и прочем лучше не думать совсем, а все внимание обратить на внутренний строй.
Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным. Он будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль. Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятаго Духа Божия. У нас и свой есть дух, но бессильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать.
(Письмо 895. Вып. 5, с. 162-163)
Помнить Бога
Положим, что вы пришли к большому лицу - просить его о чем-либо, и вместо прошения ходите по комнатам, рассматриваете, что есть на стенах, глазеете в окна и под... Что сделает то лицо, смотря на вас? - Позовет лакея и велит выпроводить вас не с честью. Точь-в-точь то же самое мы делаем, когда, собравшись в храм для молитвы, мечтаем о сторонних вещах. Приложив это к себе, скажете ли, что ничего, когда вспомните, что промечтали всю почти службу? И не мешайте ей [мысли], пусть беспокоит. А лучше положите всячески напрягать внимание, чтоб оно не отбегало от молитвы и службы. И Господа об этом молите, чтобы помог вам.
Чтоб на молитве ум не отбегал в сторону, надо стараться все время помнить Бога: и за делом, и в ходьбе, и дома, и вне, и наедине, и с сестрами. Когда это будет, то и во время молитвословия будете держаться совершаемого дела. - Помнить Бога и благоговейно возноситься к Нему.
(Письмо 1442. Вып. 8, с. 172-173)
В сердце надо стоять вниманием пред Господом
Существо молитвы - в умном предстоянии Господу со взыванием к Нему, в чувстве или благодарения, или славословия, или прошения, или сокрушения, или страха, или упования, или другого какого чувства, к Господу относящегося, так что коль скоро нет какого-либо к Господу чувства, то и молитва не в молитву. Когда кто в чувстве, то ему некогда обращать внимание на внешнее положение как всего тела, так и разных частей его - губ, языка , пальцев. - В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет.