8 февраля в городе Пскове в здании православной школы регентов прошел вечер памяти новомучеников и исповедников, в котором приняла участие поэт и богослов Ольга Седакова
К сожалению, отношение ко многим трагическим событиям, которыми так полон XX век, до сих пор остается очень неоднозначным. Само добровольное принятие на себя венца мученичества во имя Христа часто совершенно непонятно современному человеку. Организаторы вечера памяти новомучеников и исповедников Русской церкви - псковская группа Свято-Троицкого братства - открыто ставили перед собой и гостями важные вопросы: что мы можем сделать для того, чтобы почитание новомучеников и исповедников не сводилось лишь к ежегодному обряду? Чем важен опыт и жизненный пример российских исповедников веры каждому из нас?
На вечере памяти прозвучали многие имена новомучеников и исповедников: матери Марии (Скобцовой), игумена Псково-Печорского монастыря с 1941 года Павла (Горшкова); семи священномучеников, прославленных в Псковской епархии - Александра Гривского, Пантелеимона Богоявленского, Василия Триумфова, Гавриила Преображенского, Афанасия Кислова, Василия Розанова, Николая Дворицкого; печорских членов Русского студенческого христианского движения - Николая Пенькина, Татьяны Дезен, Ивана Лаговского. Также на вечере прозвучало много воспоминаний об отце Павле Адельгейме, ведь 5 февраля исполнилось полгода со дня завершения его земного пути.
В завершение встречи слово было предоставлено известному поэту, филологу и богослову Ольге Александровне Седаковой, которая приехала в Псков на ежегодный Пушкинский фестиваль. Она подчеркнула, что важно вспоминать мучеников ХХ века, исповедников, свидетелей не только как жертв, как например, вспоминает «Мемориал» людей невинно погибших от коммунистического режима, но как «нашу опору, наших молитвенников, силу Церкви». [Spoiler (click to open)] По ее словам, самое печальное то, что сейчас в церкви складывается обстановка, которая по существу не близка духу исповедников, «мало того, этот дух ей просто чужд, если не враждебен: выбирается путь, который совершенно не тот, что проделывали и в России, и за рубежом те, о ком сегодня шла речь». Наследником опыта новомучеников был о. Павел Адельгейм. «Отец Павел нес в себе вот этот самый огонь правды, умереть человек может за правду, за притворство никто умирать не будет», - добавила Ольга Александровна.
Ольга Седакова вспомнила статью С.С. Аверинцева «Солидарность ради гонимого Бога», в которой он вспоминает о том, какая была жизнь во время гонений. Сергей Сергеевич начинает с того, что в XX веке Русская церковь в отличие, например, от церкви Германии, была счастлива, потому что коммунисты были откровенны, установив открытую борьбу с верой. В этом была особая чистота ситуации, но эта чистота кончилась.
- Время, которое наступает, угрожает больше, чем прямое гонение, потому что речь идет о каком-то внутреннем искажении веры. Я думаю, что память об исповедниках может в этом случае спасти, - сказала Ольга Александровна.
Прикосновение к недавней истории, к судьбам и опыту людей, прошедших преследования, аресты, лагеря и ссылки, и не потерявших при этом любви и сострадания к каждому человеку, встретившемуся на их пути, заставляет нас прислушаться к себе, заглянуть внутрь себя, задуматься о глубинных вопросах жизни и смерти. Новомученики и исповедники российские учат нас никогда ни за что не держаться больше, чем за Бога, получая от Него высшую радость, которая помогает стойко и спокойно переносить любые испытания.