На первую встречу общественности г. Архангельска с протоиереем Владимиром Вигилянским, бывшим руководителем Пресс-службы Московской Патриархии и нынешним настоятелем домового храма мученицы Татианы (МГУ), я опоздала почти на 20 минут из-за непогоды.
18 декабря на Архангельскую область обрушился антициклон, на дорогах возникли снежные заносы, пробки, а на сердце пришли слова из знакомой песни: У природы нет плохой погоды. Каждая погода благодать. Дождь ли снег - любое время года. Надо благодарно принимать...А встречи с такими людьми?[Spoiler (click to open)] В Архангельске о. Владимир почти целый час пытался вложить в сознание аудитории, что современный человек живет в обществе, где нет любви, что пришёл век самозванцев, рушатся традиции, все человечество заражено депрессией и унынием, а «религиозное сознание - единственный поплавок нашего общества». Значит, выход из сложившейся ситуации, которую обрисовал лектор, - это религия, а христиане - это кто такие? Своим монологом он навеял на меня тоску, может, он этого и хотел? В этот момент я вспомнила Николая Федоровича Федорова, религиозного мыслителя, и его труд «Общее дело», в котором он говорил о всеобщем разделении, или «неродственности». По мнению Федорова, чтобы обрести единство, людям необходимо войти в общее дело. Современное состояние человечества он характеризует как «небратское», когда процветает не только разорение природы, но и истребление друг друга. Цивилизация держится не любовью и заботой о ближнем, а страхом и насилием. Может, это и к нам относится? Каким же образом сегодня современным христианам обрести родство и единство и в чём оно выражается? Именно это я хотела услышать, но, к сожалению, не услышала. Трудно было воспринимать речь лектора, когда с одной идеи он перескакивал на другую, набрасывал штрихи к жизни нашего общества, церкви, что-то рассказал о деятельности своих студентов. Для меня лично о. Владимир так и не донес свою мысль о сути христианства в его понимании. Постепенно нарастала усталость аудитории и докладчика. 19 декабря на встречу в Северодвинске мне удалось прийти заранее. Отец Владимир и Олеся Николаева, его матушка, выступили по заявленной теме «Христианство в современном мире». Сказать по существу отец Владимир так ничего и не смог, это меня огорчило, все-таки человек такого уровня... Может, сказалась непогода? Но совсем скоро стало понятно, что основная проблема, с которой они приехали выступить в Архангельске и Северодвинске, - это проблема церковнославянского языка. В двух аудиториях отец Владимир пытался поднять эту проблему изо всех сил, но получалось совершенно искусственно, даже странно. Стоит заметить, что никто из аудитории вопроса по этой тематике не задавал ни в Архангельске, ни Северодвинске. В Северодвинске записка лежала на столе до прихода аудитории. Лектор сетовал на плохое качество переводов богослужебных текстов на русский язык. Сам перевод церковнославянского на русский он считает пошлостью, ну что ж, он филолог, имеет право на свою точку зрения, кроме навязывания её всем остальным. Евангелие батюшка назвал интересной книжкой. А потом начались вопросы. Например, «Почему в Северодвинске военных заставляют всем составом на молебны ходить?» На интерактивное предложение матушке Олесе написать 10 прилагательных о том, какой бы мы хотели видеть нашу Россию или, наоборот, с чего начать менять себя, лекторов словно подменили. Гости тут же стали собираться, но предложили подумать над тем, какими нас хочет видеть Бог. Действительно, какими? И что ОН думает по поводу этих бесед? Неожиданно наступил момент, когда аудитория вдруг заговорила, но сложилось впечатление, что сам человек, его мысли, предложения не интересовали ни отца Владимира, ни его матушку. Встреча неожиданно закончилась… Не продлившись и полутора часов. Сегодня, я поймала себя на мысли о том, что эта беседа ничего мне не дала, кроме пустоты. Для чего же приезжал известный миссионер аж из самой Москвы, я так и не поняла.