"Вопрос о насилии и усилии в христианстве - это и нравственный вопрос, и вопрос духовный, и в этом, может быть, какая-то особенная трудность этой темы. Обычно на соотношение усилия и насилия смотрят только со стороны этической, со стороны нравственной, и редко - со стороны духовной. Хотя мы с вами живем как раз в то время, когда вопросы, касающиеся насилия, являются наиболее актуальными как в глобальном, общечеловеческом, так и в частном, а точнее сказать, личном отношении.
Наверное, многие из вас легко припомнят, что один из важнейших вопросов, который обычно задается людьми, приходящими к вере, - это как раз вопрос о насилии, о том, насколько оно допустимо в христианстве, в Церкви и насколько оно вообще может быть оправдано в христианской истории. Люди много наслышаны о том, что христианская история полна насилия разного рода, им часто указывали именно на эту сторону истории церкви как на важнейший аргумент против христианства. Вы знаете, какое множество людей отрицало христианство только потому, что, как им казалось, оно восстает против свободы мысли и науки, как и потому, что оно допускало и допускает в своей среде, от имени Церкви и, таким образом, от имени Христа - насилие (например, инквизицию). Инквизиция стала даже символом злоупотребления исторической церковью авторитетом Церкви Божьей.
Как известно, формально в православии инквизиции не было, поэтому нам всегда можно было этим обстоятельством воспользоваться, переведя символ в исторические реалии, нам всегда можно было сказать: «Что это вы нас, православных, спрашиваете об инквизиции, ведь мы в этом не виноваты». Но это всегда было с нашей стороны маленькой хитростью. Если кто-то из нас не хотел заходить слишком далеко в обсуждении вопроса о насилии в церкви, то этим способом вопрос можно было отвести. Но это всегда была лишь формальная отговорка, а проблема насилия в нашей христианской истории, как и в нашей современной христианской церковной жизни, оставалась и остается. И эта проблема касается многих из нас, думаю, что так или иначе даже всех здесь присутствующих, и я сегодня постараюсь донести это до вашего сознания и вашего сердца."
Священник Георгий Кочетков. Усилие и насилие