Сердцевина призвания

Nov 14, 2013 11:46

Оригинал взят у pa_o_lina в Сердцевина призвания

Учить историю можно по школьным учебникам, ограничиваясь обобщенным и схематичным изложением фактов. Можно знакомиться с источниками и самостоятельно делать выводы. А еще можно познавать историю по судьбам людей. Ведь в биографии каждого человека сокровенным образом переплетаются жизненные пути его предков и потомков. Как говорил Эдмунд Бёрк, история - это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. Эта мысль перекликается со строками из стихотворения свящ. Алексея Матеевича «Лист ореха», которое он посвятил своему отцу: «Край родной мой, ты любовью с предками роднишь меня…»

Настоящее постижение истории неразрывно связано с пониманием того, что у каждого человека на этой земле есть свое неповторимое призвание, которое раскрывается в единстве с другими людьми. Цикл встреч «Отечество земное - Отечество Небесное», который православное братство во имя прп. Паисия Величковского проводит этой осенью в преддверии II Паисиевских чтений, посвящен нашим соотечественникам, сумевшим найти и исполнить свое настоящее призвание. К их числу можно отнести и священника, поэта, переводчика и исследователя Алексея Матеевича, жизненному пути которого была посвящена очередная встреча из цикла «Отечество земное - Отечество Небесное», прошедшая в Академическом центре им. Михая Эминеску.

В честь свящ. Алексея Матеевича названа одна из центральных улиц в столице. Одно из его стихотворений „Limba noastră” («Наш язык») стало государственным гимном Республики Молдова. В столице его именем назван единственный в Европе поэтический театр. О литературном и научном наследии свящ. Алексея Матеевича написаны десятки статей и книг.



Его имя сделалось своего рода национальным символом, даже легендой. Однако за этими эпитетами важно увидеть жизненный путь человека, который оставил своему народу не только драгоценное литературное наследие, но и явил пример аристократизма духа и подлинного качества жизни. Биография свящ. Алексея Матеевича послужила отправной точкой для размышлений о поиске и исполнении каждым человеком своего призвания.



Как известно, в слове «биография» один из составляющих его греческих корней - «биос» (βίοζ) - переводится как «жизнь». Однако ведь в греческом есть еще одно слово для обозначения жизни - зоэ (ζωή). В качестве примера можно вспомнить пасхальный тропарь: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и тем, кто во гробах, Жизнь даровав». В греческом варианте употреблено именно «зоэ», а не «биос». В чем же разница между этими двумя словами? "Зоэ" - это источник, жизнь животворящая, в то время как "биос" есть то, что проистекает из этого источника. Как писал Клайв Стейплз Льюис в своей книге "Просто христианство", "трансформация, которая происходит в человеке, когда биос сменяется в нем на зоэ, равносильна превращению мраморной статуи в живого человека".

Столь же удивительным образом понятие призвания преломляется в разных языках. «Призвание» на русском, «chemare», «vocaţie» на румынском, «die Berufung» на немецком, «vocation», «calling» на английском - на разных языках раскрывается самая сердцевина этого понятия, связанная с пространством диалога, в котором к каждому человеку обращен определенный призыв. Человек свободен на него ответить с любовью или же его отвергнуть. Исполнение своего призвания связано именно с этим свободным согласием ответить на обращенный призыв.


Когда человек находит свое призвание и исполняет его, то меняется само качество его жизни, которое уже не зависит от внешних обстоятельств, материальных условий, здоровья, генетической предрасположенности - из «биоса», чисто биологического существования, она преображается в «зоэ», становясь источником жизни для окружающих. У такого человека - носителя Жизни с большой буквы - его слова и дела становятся живоносными. Более того, даже после окончания их земного пути, когда угасла их жизнь как «биос», плоды их жизни как «зоэ» продолжают питать и вдохновлять последующие поколения.

Свящ. Алексей Матеевич прожил всего 29 лет. Однако плоды его недолгой жизни свидетельствуют о том, что ему удалось достичь полноты духовного возраста. Это было явлено и в осознании им ответственности за родную землю. «…Любите, дорогие, Бессарабию, ее чуткий к голосу правды и истины народ, ее старину, богатую памятниками, в особенности церковными… - и вы не окажетесь обманутыми. Любите, изучайте и научайте ее - вот завет мой вам…», - так обратился он к своим студентам в день окончания учебного года в Кишиневской духовной семинарии, всего за три месяца до того, как его мобилизовали на фронт в разгар Первой мировой войны. Эти слова, запечатленные на страницах Кишиневских епархиальных ведомостей за 1915 год, прозвучали в завершение вечера. Спустя столетие этот завет звучит с особой остротой, призывая нас нести ответственность за отечество земное перед Отечеством Небесным.

Фото: Игорь Бурдиенко

кишинев, литература, преображенское братство, история, память

Previous post Next post
Up