Десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».
Это «не желай» говорит о грехе всякого вожделения. Сейчас мы это слово как-то забыли, мы это понятие путаем со всяким пожеланием, чуть ли не со всякой потребностью человека. Но оказывается, что потребности бывают разные. Далеко не всякая потребность хороша и естественна. Многие потребности стали нашими вожделениями, а вожделения греховны сами по себе, чего бы мы при этом ни пожелали. Если они - вожделения, если мы хотим по отношению к кому или чему бы то ни было сказать: «Это - только мое», то это есть та самая порча в сердце человека, от которой происходят «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, лжесвидетельства, завистливое око» и т. д., по Евангелию.
[Spoiler (click to open)] Все вожделения человека ограничиваются законом и через закон. И очень интересно, что мы сердцем принимаем эти законы. Даже десятую заповедь, закон «не вожделевай», «не пожелай» мы принимаем, хотя, к сожалению, иногда и сбиваемся с пути, например, увлекаясь Фрейдом. Мы знаем, что Фрейд всегда неправ, когда утверждает, что душа не больше тела, а тело и плоть больше души и духа. Да, можно жить по-фрейдовски, и это будет подобие жизни человека, но это всегда будет жизнь греховная.
Итак, мы принимаем весь закон Божий нутром, сердцем и соглашаемся даже тогда, когда не можем его исполнить, что этот закон добр и свят. Мы понимаем, что закон Божий прямо связан с нашим Богопознанием, и поэтому часто с удовольствием цитируем того же Достоевского, говорившего, что «если Бога нет, то все позволено».