Вчера вечером мы всей семьей сходили на прогулку в
Камышинский питомник. Для тех, кто не знает - это рукотворный лесной массив на окраине Камышина, который признан памятником природы.
Сначала - немного истории.
Информация об истории питомника с сайта проекта Мирознай Нижнее Поволжье - важный зерновой регион страны, но его территория находится в зоне неустойчивого земледелия с ветрами-суховеями и частыми засухами (из каждых 10 лет засухи наблюдаются 4-5 лет). В летние месяцы испарение превышает количество осадков в 3 раза. При этом плодородные почвы подвержены эрозии и легко разрушаются. Этот процесс резко усилился в XIX веке, в период массовой распашки целинных степей, вырубки лесов. К концу века площадь сыпучих песков превышала 4 млн., в густонаселённых степных районах были уничтожены полевые и кормовые угодья, разрушались дороги и постройки.
Прогрессивные учёные и правительство обратили пристальное внимание на эту проблему ещё 100-150 лет назад и начали работы по борьбе с овражной эрозией почв. В этот период были созданы песчано-овражные партии, одна из которых работала на территории Камышина.
1908 г. Совещание в губернском Саратове о начале работ по укреплению песков.
Ломоносов Яков Андреевич. 20 лет Камышин для этого врача был местом ссылки.
Инициатором закрепления движущихся на город песков выступил в 1892 году земский врач Яков Андреевич Ломоносов. С благодарностью камышане вспоминают это имя - "укротителя летучих песков". В Камышинском уезде такие работы были начаты после пыльных бурь 1892-1893 г.г. Основным средством борьбы с подвижными песками стало их облесение. Преимущество получила сосна обыкновенная. Сначала проводили шелюгование1 песков, а затем жители выходили целыми общинами на посадку сосны.
1Шелюгование - старинный приём закрепления песков: в плужные борозды высаживают сначала черенки ивы (борозды направлены перпендикулярно эрозионным ветрам), а на 3-ий год -сосны, последний экземпляр этих сосен погиб в 2002 году.
1904 г. Курсанты и преподавательский состав курсов по укреплению и облесению оврагов при Камышинском казённом древесном питомнике. Слева третий сидит К.П.Красильников.
Министерство земледелия командировало в Камышинский уезд летом 1902 года младшего таксатора2Константина Павловича Красильникова для исследования летучих песков, их укрепления и облесения Красильников не только возглавил песчано-овражную партию, но и заложил казённый древесный питомник в 1903 году близ Камышина, которому город выделил 283 га песчаных земель.
Сотрудники песчано-овражной партии и казённого древесного питомника. В первом ряду в центре - помощник начальника песчано-овражной партии Николай Иванович Сус. Во втором ряду крайний слева - агроном-садовод питомника Артур Иванович Иозус. Фото ориентировочно 1911 года, г.Камышин.
В докладе земскому собранию Красильников писал:
«Опыты укрепления песков посадками шелюги имеют хорошие результаты. Впоследствии между рядами шелюги можно производить посадки других пород - как-то: сосны, тополей, ильмовых и др. Для выращивания сеянцев этих пород я предлагаю заложить в Камышинском уезде казённый древесный питомник и тополевую плантацию, из которых весь посадочный материал население уезда для засаждения песков и оврагов будет получать бесплатно».
2 учётчик леса (определяющий его материальную оценку, т.е. возраст, высота и диаметр растущих деревьев, запас древесины, её годичный прирост и качество).
Практические работы на курсах по укреплению оврагов. Фото 1903 года, г. Камышин, в настоящее время местность со стороны 5 микрорайона.
На наших камышинских землях стали выращивать деревья, чтобы спасти город от песчаных бурь. Облесение оврагов проводилось вручную с устройством по откосам узких террас, на них высаживались дуб, вяз, клён, сосна, акация, многие виды кустарников: ракитник, можжевельник, смородина, карагана, спирея, барбарис.
Так выглядели первые посадки сосны обыкновенной по коридорам, проложенным в ракитнике. 1907 г.
Уже в первые годы существования питомник стал центром пропаганды песчано-овражных укрепительных и облесительных работ на юге нашей страны. На его базе в 1903 году были организованы первые практические курсы по проведению оврагоукрепительных работ, на них обучались 49 человек. Наибольшего размаха посадки шелюга3 достигли в Камышинском уезде, здесь высаживаются плодовые сады и сосны.
3 Шелюга - ива остролистная, ракитники
Сосны. 1907 год.
В 1920-ых годах в окрестностях Камышина появились полезащитные лесные и садовые полосы. В 1931 году питомник превратился в опорный пункт ВНИЛАМИ 4 (до 1935 года так назывался ВНИАЛМИ). Здесь трудились такие учёные, как: Н.И Сус, А.В. Альбенский, А.И. Иозус, Г.Я. Маттис. Они изучали влияние лесных и плодово-ягодных насаждений на микроклимат полей, снегозадержание, урожайность культур, агротехнические приёмы борьбы с эрозией. Персонал питомника детально изучал технологии выращивания посадок сосен на каштановых почвах при недостаточности полива, агротехнику выращивания сеянцев яблони, дуба, ясеня.
4 ВНИЛАМИ - Всесоюзный научно-исследовательский лесокультурный и агролесомелиоративный институт
Контора питомника постройки 1904 года.
Сегодня этот дом - жилой, находится на территории посёлка ВНИАЛМИ.
Благодаря стараниям учёных Камышин к середине XX века оказался окружённым мощным редутом лесных насаждений. Николай Иванович Сус установил связи со многими ботаническими садами страны и получал от них семена ценных древесно-кустарниковых пород. В питомнике была заложена дендрологическая школа, где вначале испытывались 43 вида деревьев и кустарников. Рукотворным чудом стал дендросад, в лучшие годы в нём произрастало более 600 видов древесных, кустарниковых и плодово-ягодных пород.
Во время Великой Отечественной войны ВНИАЛМИ эвакуировали из Москвы в Куйбышев (до 1943 года). Сотрудники института, как и вся страна, вынесли тяжелейшие испытания: бои и гибель на фронтах, потери родных, безмерный труд, лишения, голод и опасности в тылу. Эвакуированные учёные занимались темами оборонного значения, оказывали помощь колхозам. В послевоенное время институт решал вопросы скорейшего восстановления сельского хозяйства в пострадавших от немецкой оккупации районах.
После смерти И.В.Сталина (5 марта 1953г.) руководство страны взяло курс на ускоренное развитие сельского хозяйства, освоение целинных земель для выращивания зерновых. ВНИАЛМИ в 1956 году был переведён в Сталинград. 60-80-е годы были наиболее благоприятными для работы института. Появилось современное научное оборудование, теплицы, сконструированы лесопосадочные машины, культиваторы, корчеватель. Ряд почвообрабатывающих орудий демонстрировался на международных выставках в Германии, Болгарии, серийно выпускался заводами. Разработка методов облесения песков на юге европейской части страны была удостоена Государственной премии СССР. В этот период было издано много научных трудов, монографий и сборников по агролесомелиорации. Богатый опыт ВНИАЛМИ в области защитного лесоразведения был востребован специалистами разных стран. Особенно тесные отношения сложились с Администрацией восстановления хозяйств прерий Канады. В 1987 году стали регулярными взаимные визиты специалистов ВНИАЛМИ и Канады. Важным этапом международного сотрудничества стала работа с учёными из Индии. Специалисты института приглашались в качестве лекторов на международные курсы «Методы борьбы с эрозией почв и закрепление подвижных песков», проводившихся в республике Мали, затем в Таиланде.
С распадом Советского Союза ухудшилось финансирование науки, в том числе сократилось число сотрудников и в Камышинском опорном пункте. С 1990 года он был превращён в Нижневолжскую станцию по селекции древесных пород.
Таким образом, на территории, не пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур, были созданы массивные и полосные лесные насаждения, которые образовали зелёное кольцо вокруг нашего города и облагородили сухую песчаную степь. Произошла поразительная перемена в общем облике ландшафта. Опыт Камышина широко использовался в 30-60 годах при создании зелёного кольца вокруг Волгограда, при озеленении Волжского, а также при посадке защитных лесополос в целом по Юго-Восточному региону европейской части России.
Изменилась психология людей: искусственные сосновые леса стали восприниматься как неотъемлемый природный элемент степей. В 1980 году вся земельная площадь и лесной массив Нижневолжской станции объявлены памятником природы.
В следующем посте - фото с прогулки.