13 июня протоиерей Михаил Браверман представил свою новую книгу «Евангельская история в проповеди»
Сегодня всё чаще можно услышать в храме проповедь, особенно радостно - когда звучит она на своем каноническом месте, сразу после чтения Писания, и посвящается действительно слову Божьему. Поэтому мы не могли не обратить внимание на новую книгу, написанную православным священником и посвященную проповеди на Евангелие. Многостраничный том под названием «Евангельская история в проповеди» представил 13 июня в Петербурге протоиерей Михаил Браверман, настоятель петербургского храма святых Константина и Елены. После презентации отец Михаил рассказал о причинах, побудивших его к этой работе:
- Ваша первая книга - «Литургия: опыт богословского комментария» - посвящена литургике, нынешняя - проповеди, Евангелию.
- Книга о литургии - не совсем по литургике. Я пытался в ней показать, что литургия заключает в себе церковное учение, являет красоту церковного искусства, пения, иконописи. В этом плане литургия - это квинтэссенция всего опыта и знания Церкви о своем Боге и Творце. Так же и в новой книге, когда я говорил о Евангелии, то пытался самые разные области церковного знания соединить воедино. Я говорю здесь о церковных догматах, о церковной археологии, касаюсь вопросов церковной истории. И все это едино, потому что на самом деле, конечно, учение о церкви не разобщено, те или иные стороны учения о церкви подводят нас к тому, что является сердцевиной нашей духовной жизни, - подводят ко Христу Спасителю, всё говорит о Нём.
- А как Вы все-таки выбираете тематику? В ближайшее время у Вас выходит еще одна книга, посвященная Божьей Матери. Кажется, все это разные области.
- Тематика имеет свою логику. Литургия - это центр молитвенной жизни, это самое главное таинство церкви. Современный человек с трудом воспринимает литургическую традицию, потому что она очень сложна и требует объяснения, и вот моей задачей было это объяснение ему предложить. Евангелие - основа основ, живое слово живого Бога, при его чтении тоже нужно понимание, я стараюсь его дать. А Дева Мария занимает совсем особое место в нашей жизни, потому что если мы любим Христа Спасителя, то любим и Его Пречистую Божью Матерь. Можно угадать, что будет следующее, но не будем так далеко загадывать.
- Как Вы считаете, почему люди проповедь своих родных воспринимают гораздо лучше, чем проповедь священников? Об этом
недавно рассказала исследовательская служба «Среда»: 33% отвечавших на их вопросы начали посещать богослужение благодаря свидетельству родных, в то время как о проповеди духовенства в связи с этим вспомнило меньше 2% отвечавших, что сопоставимо со статистической погрешностью.
- Под словом «проповедь» Вы в данном случае понимаете миссию мирян, да? Наверное, священник вызывает две крайних реакции - либо отторжение, либо готовность его услышать. В этом плане, действительно, задача мирян - свидетельствовать о вере, конечно. Почему в названии моей книги стоит слово «проповедь»? Это некий жанр, который предполагает простоту языка, ясность для слушателей. В то же время проповедь - вещь удивительная, ведь это жанр церковного красноречия, который является неким связующим звеном между богослужением, и той действительностью, в которую мы попадаем после службы - нашей обычной жизнью.
Анастасия Наконечная
Фото aquaviva.ru и spbhram.ru
Информационное агентство «КИФА»