Личность и служение катехизатора в древней церкви

Jun 06, 2013 14:17

Доклад и дискуссия после него - очень интересные.
Рекомендую!

Давид Гзгзян

Пророк - это обновитель преемственной жизни церкви, а дидаскал - ее хранитель и систематизатор




Мне надо в довольно сжатое время охарактеризовать вопрос, который располагает скорее к реконструкциям и гипотезам, нежели к спокойному пересказу и обобщению хорошо известных исторических фактов, потому что речь пойдет о вещах, о которых мы знаем, к сожалению, очень немного.

Но это приходится делать, потому что сама нынешняя ситуация требует постановки вопроса, кем был катехизатор в древней церкви, чтобы понять, кем он может быть в Церкви в принципе.

Статус катехизатора в первые века христианства практически не формализован, поэтому сразу приходится начинать с гипотетического уравнивания служения катехизатора с более известным по своему статусу и характеру служением церковного учителя. По крайней мере, свидетельства о катехизаторах появляются исключительно в контексте повествования о катехизических школах; при этом, кто они такие, откуда взялись, как их готовили и т. д., мы не знаем, кроме того, что о некоторых самых известных, нашумевших в истории церкви катехизаторах доподлинно известно, что они были и церковными учителями.

Те, кого в первую очередь приводят в пример как выдающихся дидаскалов, вероятно, занимали положение, близкое к тому, о котором идет речь в перечне даров Духа у ап. Павла, т. е. третье по счету после апостолов и пророков (см.: 1 Кор 12:28). При этом на уровне фактов нам и тут известно немного. В частности, достаточно авторитетные исторические реконструкции о соотношении носителей этих служений выглядят довольно запутанно. Например, Рудольф Зом в своей известной монографии о церковном строе в первые века христианства сначала склонен разводить пророчество и учительство, но затем по ходу повествования все время их уравнивает. Это происходит исключительно потому, что ему приходится акцентировать харизматический характер учительского служения (к чему мы еще обратимся), но именно вследствие этого не очень получается провести четкое разграничение между пророчеством и учительством.
Читать далее
Комментировать

пророчество, катехизаторы, нмц мик, личность, учительство, церковь, история, давид гзгзян

Previous post Next post
Up