![](http://expert.ru/d/new-expert.ru/img/to-blog-logo.jpg)
01.04.2013
Сладкий хлеб милосердия![](http://expert.ru/data/public/418293/418352/067_expert_13_1_300x405_jpg_120x70_crop_q70.jpg)
Воспоминания Энцо Бьянки, основателя монастырской общины в Бозе, доктора honoris causa Туринского исследовательского университета, перемещают нас в атмосферу маленькой итальянской деревни середины XX века. В центре внимания простые вещи, основа повседневной жизни людей (хлеб, виноградная гроздь, вино), столь значимые для культуры всех времен, а для христианства - особенно.
Энцо Бьянки осмысляет привитое ему в раннем детстве отношение к пище как к дару, как к символу объединения людей, размышления и благодарной молитвы. «Разделять трапезу - желание соединить свою жизнь с жизнью сотрапезника. Потому что в приготовлении, разделе и приеме пищи празднуется таинство жизни». Деревенский уклад учит вдумчивого человека видеть в каждом явлении природы скрытое Божественное послание. Даже обычный сельский огород может стать для него «великой метафорой духовной жизни». Образы зерна и хлеба, картины обрезки виноградной лозы и приготовления пищи с детства сопровождают крестьянина, постепенно раскрывая свою евангельскую символику и глубину.
Первым монахам общины Бозе, как и самому автору воспоминаний, были хорошо знакомы тяготы деревенской жизни. О ее бедности и чуде напишет потом поэт Доменико Чарди: «Мы знали горечь хлеба и его отсутствие в длинной тьме ночей. // Но порой неожиданно легкий ворон прибывал, // оставляя сладкий хлеб милосердия...» Милости, милосердия ждем мы друг от друга; это то, что может дать каждый, невзирая на бедность.
Чуткому отношению к другим с детства учился Энцо Бьянки у простых людей, «великих учителей человечности», - именно о них он рассказывает в последних главах книги.
«Ты должен носить бремена других, радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Бьянки Энцо. Хлеб вчерашнего дня. - М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2012. - 120 с