Пишу сейчас статью о Великом посте и попутно смотрю всякие материалы по аскетике. Наша пару интересных и на нашем сайте. Делюсь. Может быть, и вам тоже они будут полезны.
О подвиге
Свобода и радость подвига Интервью с митрополитом Германским и Центральноевропейским Серафимом (Румынская православная церковь).
...
Отец Думитру Станилоаэ, наш великий богослов, говорит, что церковь является лабораторией воскресения. Дело в том, что мы в христианской жизни пользуемся дарами Воскресения Христова, и возможность получить эти дары существует только благодаря жизни в церкви, т.е. это и участие в таинствах, и молитва, богослужение и т.д. Только таким образом мы имеем возможность наслаждаться дарами Христова Воскресения. И это может происходить и в уединении, и в общении с нашими братьями и сестрами, и во всех случаях нашей жизни. И когда мы пользуемся благодатью церковной жизни, благодатью церковных богослужений, мы должны открыть сердце, и только тогда мы будем ими наслаждаться полностью. И именно подвиг помогает нам открыть наше сердце благодати. Поэтому мы говорим о молитве. Молитва - это самый великий подвиг, потому что совсем нелегко правильно молиться и молиться вообще. И, кроме того, мы говорим о посте. Пост, то есть решение не есть, или мало есть, или есть постное по средам и по пятницам и во время поста - это тоже подвиг. Добавим сюда тот факт, что мы еще стоим - и в церкви, и во время домашней молитвы, и совершаем поклоны. Все это участие нашего тела в молитве, которое тоже способствует открытию нашего сердца. То есть подвиг касается всей совокупности человека. И тела, и души.
О посте
Психология поста Пост есть нахождение мудрости, закономерности и чистоты отношений ко всему, чрез возвращение к чистому источнику жизни Богу и послушание Его слову. Пост есть воздержание; осмысленное и последовательное воздержание от всего не-истинного и не-вечного. Но Пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть и положительный приход к истине, вкушение истинной жизни.
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)
...
Христианская память о смерти есть память не о смерти, а о Жизни, память обетованного. Как у древних евреев была память о земле обетованной, так и у христиан есть память о будущем торжестве Жизни за узким входом в смерть. Оттого христианская память смертная всегда светла. Она ободряет и укрепляет человека в этой земной жизни, ибо чрез нее он созерцает уже здесь семя будущего. Во всех временных явлениях находит бессмертный смысл, видит отсветы непреложной и светлой вечности. Пост обостряет видение всей временности этого мира и реальности мира будущего. Пост углубляет чувство ответственности за земную жизнь, за всякое ее дело и слово; за всякое мгновение.