Заостровский инцидент - Смещение священника с прихода оживило дискуссию на принципиальные для Московского Патриархата темы 2013-02-06 / Александра Валентиновна Колымагина - журналист, главный редактор газеты "Кифа".
За Иоанна Привалова (справа) вступились прихожане и московская интеллигенция.
Фото предоставлено автором
Священник Иоанн Привалов 11 января был снят с поста настоятеля Свято-Сретенского заостровского прихода и переведен пятым священником в кафедральный собор «под особое пастырское попечение» духовника Архангельской митрополии. Это событие, на первый взгляд достаточно рядовое, вызвало такой вал публикаций, так много откликов, прежде всего в среде интеллигенции, что вышло далеко за рамки обычного перемещения клирика с прихода на приход.
Село Заостровье, объединяющее до 25 деревень между Архангельском и Северодвинском - место древнее, плодородное и богатое. Два храма - один деревянный, памятник XVII века (в нем не служат), другой каменный, начала XIX века - стоят рядом на пригорке. Незадолго до назначения молодого священника, уроженца Архангельской области, здесь за четыре года сменилось несколько настоятелей. Но тогда еще двадцатидвухлетний Привалов, оставивший исторический факультет Архангельского пединститута ради того, чтобы стать иподьяконом епископа Пантелеимона (Долганова), а потом священником, пришел в апреле 1993 года в сельский храм основательно и надолго.
В первый же год своего служения молодой священник объявил: «Я крестил 300 человек - и ни одного из них больше не увидел в храме. Больше никого не буду крестить без серьезной подготовки. Кто придет крестить младенца, тоже должен будет готовиться к этому таинству всерьез». Через месяц Привалов познакомился в Москве со священником Георгием Кочетковым и решил использовать на приходе разработанную тем систему катехизации. Со временем согласился с мнением Кочеткова о необходимости русификации богослужения на миссионерском приходе и начал вводить в службы элементы русского языка. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов), сторонник церковнославянского богослужения, в первые годы своего служения в епархии иногда пенял на это настоятелю заостровского храма, но тем не менее с места не снимал, более того, награждал за служение и незадолго до своей кончины поставил в храм вторым священником члена заостровской приходской общины, выпускника Свято-Филаретовского института (ректор института - священник Георгий Кочетков) Павла Бибина.
За двадцать лет своего служения Привалов сделал заостровский храм одним из центров встречи и диалога представителей интеллигенции и Церкви: в Заостровье не раз приезжали известные деятели культуры - народный артист Сергей Юрский, поэт Ольга Седакова, актриса Елена Камбурова и многие другие. Встречи с этими людьми приход организовывал и для Заостровья, и для близлежащих городов - Архангельска и Северодвинска.
В декабре 2010 года на Архангельскую кафедру был назначен епископ - ныне он митрополит - Даниил (Доровских), и буквально через несколько месяцев на форумах епархиального сайта и сайтов, связанных с епархиальной пресс-службой и миссионерским отделом, стали регулярно появляться материалы, направленные против заостровского прихода и его настоятеля. На сайте Архангельской епархии в разделе «Вопрос-ответ» (http: //www. arh-eparhia. ru/faq/? SHOWALL_1=1) можно прочитать такие диалоги: «Вопрос: кочетковцы - это секта? В Заостровье литургия ведется на русском языке, как к этому относится владыка Даниил? Ответ: Владыка Даниил в курсе сложившейся ситуации. Данный вопрос сейчас находится на рассмотрении».
Через год, в декабре 2011 года, из Заостровья в Архангельск был переведен второй священник Свято-Сретенского храма (иначе говоря, настоятель Иоанн Привалов остался без помощника).
В декабре 2012 года практически одновременно на заостровский приход был назначен второй священник, Петр Кузнецов, и началась волна публикаций - теперь уже не только в епархиальных изданиях, но прежде всего на одном известном сайте националистической направленности. За две недели вышло больше десяти статей, в каждой из которых Привалов и его прихожане обвинялись в расколе и ереси. Главным обвинением стало то, что богослужение совершалось частично на русском языке, а также связь с Георгием Кочетковым и окормляемым им движением - Преображенским братством.
В настоящее время это движение является одним из членов совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества. Один из членов братства входит в несколько комиссий Межсоборного присутствия. Духовный попечитель движения священник Георгий Кочетков еженедельно служит в Новодевичьем монастыре - кафедральном соборе Московской епархии. И тем не менее братство остается мишенью для критики церковных консерваторов.
В ответных публикациях все происходящее характеризовалось как наступление фундаменталистских, крайне правых церковных сил, стремящихся или поменять взятый в последние годы Русской Православной Церковью курс, или спровоцировать правый раскол типа «диомидовского». Напомним, что епископ Чукотский Диомид (Дзюбан), бывший резким противником межрелигиозного сотрудничества и борцом против ИНН, решением Архиерейского Собора 2008 года извергнут из сана за раскольническую деятельность.
Через две недели после начала кампании в прессе против священника Иоанна Привалова состоялся епархиальный совет. Было принято решение о снятии священника с настоятельства. Через несколько дней опальный клирик попал в больницу и до сих пор не оправился.
То, что произошло в Архангельской епархии, трудно понять вне определенного контекста. В течение последних трех лет в Русской Православной Церкви на разных уровнях обсуждается необходимость серьезной работы по миссии и катехизации. Принят ряд нормативных документов, на уровне всей Церкви заявлено то, о чем Иоанн Привалов говорил еще 20 лет назад: что крестить людей без подготовки нельзя. И среди архиереев, и среди священников, и среди мирян есть люди, которые относятся к этому по-разному. Одни с радостью восклицают «Наконец-то!», другие же уверены: для того чтобы быть православным верующим, человеку с русскими корнями вполне достаточно подсознательной исторической памяти.
Когда архиерей, вынужденный, следуя общецерковной линии, заявлять о том, что «крестить людей без подготовки - это преступление», в глубине души совсем в этом не уверен, он вводит в подведомственных храмах одну-две беседы перед крещением, а с «неудобными» клириками, считающими нормой серьезную, полноценную катехизацию, начинает настоящую борьбу (даже если они не настаивают на своем мнении, а просто руководствуются им на своих приходах). Один из ярких примеров этого - конфликт вокруг протоиерея Геннадия Фаста. Священнослужитель, имеющий многолетний опыт серьезной подготовки людей к таинству крещения, в марте 2010 года был назначен руководителем отдела по катехизации Красноярской епархии, однако уже через несколько месяцев был снят с должности благочинного и с должности настоятеля Успенского храма Енисейска, а в конце года почислен за штат - именно за «слишком серьезное», по мнению архиепископа Красноярского Антония (Черемисова), отношение к катехизации. После того, как конфликт получил широкую огласку, а материалы в защиту Фаста были опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», красноярский архиерей примирился со своим бывшим клириком и отпустил его служить в другую епархию.
Конфликт вокруг заостровского храма встает в тот же ряд: с одной стороны, в Архангельской митрополии объявлено о необходимости предкрещальной подготовки. С другой - один из немногих приходов, где такая подготовка велась в течение десятилетий, практически разрушен.
Волоколамский Иларион (Алфеев) в телепрограмме «Церковь и мир» говорит о том, что никакого запрета на богослужения на русском языке в РПЦ не существует, то митрополит Архангельский Даниил (и не он один) характеризует это как нарушение устава и священнической присяги.
Источник Подробнее:
http://religion.ng.ru/society/2013-02-06/4_incident.html