Важное интервью о. Георгия Кочеткова опубликовано на его личном сайте

Feb 03, 2013 17:41








О мире в Духе Христовом
Главные опасности в современной духовной жизни

Цитата:

"Сейчас ситуация в церкви меняется. Я был на Рождественских чтениях и в очередной раз убедился, что сегодня есть молодежь, которая, с одной стороны, пытается сохранить свою личностную ответственность за служение Богу, а с другой - готова способствовать укреплению благого порядка в разоренной советской властью церкви и, как следствие, к проявлению солидарности и соборности. Многим пока еще трудно себе представить, какой эта соборность может быть, она пока существует в нашей церкви фрагментарно, да и то лишь в высших эшелонах власти. Восстановление местной соборности выглядит пока еще очень проблематично. Однако я уверен, что вопросы скоро возникнут. Если мы захотим, чтобы в церкви была полноценная миссия и катехизация, мы должны будем показать свою заинтересованность, уважение к каждому человеку как внутри церкви, так и вне ее. Это то, что пока недостаточно осознано, но мы к этому придем неизбежно. Поэтому нельзя допускать ни в коем случае какого бы то ни было отступления в сторону духовного мракобесия, обрядоверия, формализма, подавляющих всякую свободу личности. Понятно, что фундаменталисты, как убежденные сторонники обезличивающей и механической религиозности, хотят именно этого. Понятно, что борясь против замечательного общинно-братского, миссионерско-катехизаторского прихода о. Иоанна Привалова в Архангельской епархии, люди борются со всем Преображенским братством, существующим от своих истоков вот уже почти сорок лет. И именно сейчас, когда повсеместно из самой церковной почвы стали возникать живые силы, поднимают голову и те, кто пытается бороться против таких людей, как отец Иоанн, образцовый священник нашей церкви, миссионер и проповедник, которого надо было бы наградить всеми наградами, какие только существуют в пример и назидание всем. Понятно, что эти силы целенаправленно борются и против всего нашего братства. Меж тем все, что нам удается сделать хорошего, лежит в сфере таких перемен в реалиях церковной жизни, о которых неоднократно говорил Святейший Патриарх: миссия, катехизация, духовное просвещение.
Мы видим сейчас усиление секуляристских тенденций в обществе, государстве и в церкви. Неслучайно вслед за этим тут же последовал взрыв фундаментализма, который совершенно не собирается сдаваться только потому что церковное руководство не в восторге от тех или иных его проявлений. Таким образом, как и всегда, «саддукейство» и «фарисейство» оказываются в союзе и одно другое подпитывает. Мы привыкли к тому, что дух обмирщения потворствует греху, измельчанию человеческой личности, уничтожению человеческих качеств. Но мы не привыкли думать, что и фундаментализм делает то же самое - ведь он выступает под маской ревности «по дому Господню». Но на деле его последователи ревнуют не о доме Господнем, а лишь о внешних параметрах, в которых им легче жить, невзирая на то, что они могут быть просто движением по кругу - движением совершенно нетворческим, механическим, абсолютно чуждым духа свободы и любви. Мы должны это всегда помнить.

Стремление обвинить в модернизме и заостровский Свято-Сретенский приход, и все наше Преображенское братство, и Свято-Филаретовский институт - это попытка переложить с больной головы на здоровую. Это узнаваемый ход фундаментализма, который, на мой взгляд, представляет собой сегодня в нашей церкви основной источник опасности - не только раскола, но и ереси. Поэтому то, что мы сейчас переживаем, это не что иное как духовная брань, духовное испытание и искушение, от исхода которого зависит, как пойдет дальнейшая жизнь в церкви, а значит, и в народе, и в обществе, и в каждом человеке. 
Фундаментализм, как и секуляризм, не приемлет человеческой личности. Секуляризм видит в человеке, прежде всего, индивидуума. В крайнем случае, он может признать яркую индивидуальность, тогда как фундаментализм способен видеть в человеке лишь корпоративное существо, встроенное в сообщество, связанное внешне. Может быть, поэтому фундаменталистам свойственно идеализировать порядок казарменного типа. Общение, духовная встреча и духовное служение здесь подменяются совсем другими вещами. Но очень важно, что мы боремся не против людей, а против «духов злобы поднебесной», против духа греха, духа ереси и раскола. Мы выступаем за объединение всего живого и в церкви, и в обществе, и в каждом человеке. Мы боремся за личный принцип - и за соборный принцип, который в наше время умален как в обществе, так, к сожалению, и в церкви." 

катехизация, о. иоанн привалов, соборность, секуляризация, преображенское братство, церковь, фундаментализм, сфи, миссия, приход

Previous post Next post
Up