"История про помаду и пельмени" (
https://evo-lutio.livejournal.com/864374.html) натолкнула на размышления.
Популярность Оли у читательниц я объясняю тем, что она мрачная и злая, и многие рапунцели думают, что их надменный и кислый вид будет выглядеть хищно, если научиться вовремя вставать и уходить. - вот я, к сожалению, как те многие рапунцели.
Но речь не обо мне, а вот о чем:
На самом деле фишка Оли была не в том, что она была девочкой-злюкой (хотя была), а в том, что она умела создать впечатление огненного темперамента и сильных переживаний. Вот в комплекте с внутренним огнем ее внешняя мрачноватость и сдержанность превращались в бомбу.
Этот страстный темперамент, скрываемый до поры под сдержанным поведением, напомнил мне вот какой эпизод:
- Видал мое приданое?
- Видал, - говорит Степан.
- Ну, как теперь насчет женитьбы? А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан да и говорит:
- Приданое у тебя царям впору, а я человек рабочий, простой.
- Ты, - говорит, - друг любезный, не вихляйся. Прямо говори, берешь меня замуж али нет? - И сама вовсе принахмурилась.
Ну, Степан и ответил напрямки:
- Не могу, потому другой обещался.
Молвил так-то и думает: огневается теперь. А она вроде обрадовалась.
- Молодец, - говорит, - Степанушко. За приказчика тебя похвалила, а за это вдвое похвалю. Не обзарился ты на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. - А у парня верно невесту-то Настей звали. - Вот, - говорит, - тебе подарочек для твоей невесты, - и подает большую малахитовую шкатулку.
А там, слышь-ко, всякий женский прибор. Серьги, кольца и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.
- Как же, - спрашивает парень, - я с эким местом наверх подымусь?
- Об этом не печалься. Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ - обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье тебе мое испытание будет. А теперь давай поешь маленько.
Схлопала опять в ладошки, набежали ящерки - полон стол установили. Накормила она его щами хорошими, пирогом рыбным, бараниной, кашей и протчим, что по русскому обряду полагается. Потом и говорит:
- Ну, прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне. - А у самой слезы. Она эту руку подставила, а слезы кап-кап и на руке зернышками застывают. Полнехонька горсть. - На-ка вот, возьми на разживу. Большие деньги за эти камешки люди дают. Богатый будешь, - и подает ему.
Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько.
Степан принял камешки, поклонился низко и спрашивает:
- Куда мне идти? - А сам тоже невеселый стал. Она указала перстом, перед ним и открылся ход, как штольня, и светло в ней, как днем...
А забыть-то он её не смог, кстати. И умер от тоски, насколько я это поняла.
До этой параллели я, конечно, не своим умом дошла. Эволюция неоднократно упоминала Хозяйку. А мне сейчас просто бросился в глаза этот яркий образ каменной женщины, которая оказалась такой живой и страстной: Камешки холодные, а рука, слышь-ко, горячая, как есть живая, и трясется маленько. Почти Оля. Только Оля, по имиджу и по всему - ДЖД, а Хозяйка все же - ДЖМ, как писала Эволюция.
Так же почему-то, внезапно, поведение Оли, особенно ее безумные глаза, напомнили другого персонажа - Настасью Филипповну. И даже не знаю, на чём может быть это (мнимое?) сходство основано, видимо на моей фантазии. Потому что НФ - если и ведет себя как рыбачка где-то, то так... случайно. И редко. И недолго. Неоднократно перечитывая "Идиота", я не смогла понять, на чём основана ее привлекательность, кроме разницы ОЗ (с Рогожиным) и жалости (с князем Мышкиным), а так же кроме редкой красоты - со всеми. Что касается ее поведения, то его как раз сдержанным не назовёшь большую часть книги, напротив - это одна сплошная истерика. В отличие от Оли, которая - сама сдержанность. Однако у обеих - горящие глаза. Может быть, у НФ был рыбацкий потенциал, который она не реализовала? Рыба она, или ещё что похуже, но в чём я почти не сомневаюсь - она весьма показательный и не самый приятный образец Белладонны. Особенно это видно, когда она неоднократно предлагает Аглае и князю Мышкину, по сути, любовь втроём. Почти как Белладонна из сериала. Но специфика любовного треугольника, конечно, совсем другая, потому что князь - не Печорин, а Аглая - не рабыня Асия.