Mar 21, 2011 13:15
Оппозиционные партии, движения, объединения могут иметь весьма различные программные установки, различные приоритеты и отличаться взглядами на средства достижения похожих целей. Но неугодную власть удается свалить только тогда, когда такая задача разделяется и принимается в качестве первоочередной всеми оппозиционными силами в стране. Т.е. если между всеми оппизиционными субъектами существует консенсус по поводу "неугодности" власти и понимание необходимости от нее избавиться. По ходу избавления от неугодной власти, конечно, может происходить "коррекция оппозиционных орбит", но в общем случае необходимо иметь ввиду, что существенная разница во взглядах оппозиционных сил от совместного их участия в отстранении действующего режима никуда не девается, не исчезает - и это вполне естественно. Как естественно и то, что после достижения текущей первоочередной задачи, на первой место выходит та, которая формируется достижением вторичного консенсуса между субъектами оппозиции. Таким образом, прежде чем подвергнутая первичной революционной модификации общественно-политическая система в стране придет в новое состояние равновесия, она должна пройти через несколько итераций (в том смысле слова "итерация", который применяется для описания поэтапного процесса, в котором результаты выполнения группы операций в рамках каждого этапа используются следующим этапом). Такова объективная картина революционной "технологии". Однако именно она и преподносится как жупел (т.е. "то, чем пугают") : "есть у революции начало, нет у революции конца!" И жупел этот, надо сказать, широко используется на всем постсоветском пространстве всеми дествующими режимами: "если невозможно добиться радикальных изменений одним радикальным шагом в кратчайшие сроки, то не стоит и начинать!"
Но армяне не были бы армянами, если бы не предложили миру свое know-how - в данном случае в сфере опозиционного мувмента. Армянским Национальным Конгрессом, возглавляемым первым по счету Президентом РА Левоном Тер-Петросяном, несомненно сказано принципиально новое слово в истории оппозиционности: "идти на компромисс с режимом - возможно, с другими оппозиционными силами - нет". Т.е. "монополия vs монополия". И это при том, что даже РПА не имеет таких претензий на монополию в стане власти, как АНК на поле оппозициции.
Чего же можно ожидать в этой связи? Думаю, ничего принципиально нового: в определенном смысле поздно пить "боржоми"! Левона надо было силой впихнуть в кресло президента в феврале 2008-го (чего он, очевидно, панически боялся!). Тер-Петросян вообще является личностью, которая находится в постоянном страхе перед собственными достижениями. Как ни крути, но именно под его общим руководством была одержана победа в первой Арцахской войне - и именно он был первым, кто инициировал дискуссию о необходимости отката с завоеванных позиций. После очередных позорных выборов в феврале 2008-го (позорность которых была признана абсолютно всеми участниками, кроме "одержавших победу" республиканцев). Л.Т.-П., конечно, нуждался в сторонниках на улице, но, черт возьми, не в таком же количестве! Стать президентом по воле народа посредством прямой демократии?! Такое Левону Акоповичу могло присниться лишь в кошмарном сне! Это что же значит: держать ответ перед тем же народом?! Надо сказать, что опасения Л.Т.-П. были вполне обоснованы: не далее, чем к концу того же 2008г. он, внесенный на руках народа в президентский дворец на Баграмяна 26, без всякого сомнения вылетел бы оттуда - громко и в этот раз навсегда. Более того, в тот же день была бы раз и навсегда перевернута страница АОД. Но не это главное. Главным было бы то, что к сегодняшнему дню с тех пор прошло бы уже достаточное время, 2-3 итерации уже были бы пройдены и, не исключено, свет в конце тоннеля стал бы уже видим.
Вместо этого в лице АНК мы имеем сегодня весьма странное, оппозиционное лишь на первый взгляд, образование, которое разделяет с режимом все правила игры, а по части индоктринации (читай: обалванивания) граждан превосходит его. Левон Акопович фактически еще ничего не добился, но ему уже противен его же электорат. И трудно не увидеть, что это взаимно. "Театр одного актера" может быть и востребован определенное время, но он заведомо ограничен в избираемом жанре драматургии.
Обнадеживает лишь то, что оппозицией в РА является не только АНК.