Так как я привыкла честно записывать обо всем, что происходит в моей жизни, то сегодня я напишу о том, как мне работается сценаристом. Так как потенциальных сценаристов среди моих читателей не очень много, я постараюсь сделать текст интересным для всех.
Итак, начну с самого главного и интересного. Гонорар за сценарий для сериала являет собой четырехзначную цифру в долларах и пятизначную в гривнах. Из всех видов писательской деятельности, мне кажется, именно сценарии приносят какую-то ощутимую прибыль. Из всех видов фриланса - этот один из «благодарных» - ваше имя войдет в анналы, просияет в титрах и каждая принятая работа будет гордо красоваться в портфолио рядом с всенародно любимыми названиями проектов (сериалов). Но и крови за этот сценарий из вас будет выпито немало. На собеседовании продюсер сетовал - многие, очень многие пытались влиться в проект, но не выдерживали прессинга и требований группы, тона, каким выносились замечания, ну и просто. .. не выдерживали, не тянули.
Как выглядит процесс. С самого начала.
1. Как попасть в проект
Тут я напишу честно - мне повезло. Во-первых, я лауреат крупной литературной премии, а это, как показывает практика - со служебного входа, минуя очередь и прямо в кабинет:) Во-вторых, нашлись общие близкие знакомые и мои творения оказались у человека, который принимает решения. То, как я пишу, ему показалось перспективным, именно в киношном плане, и меня пригласили в проект. Но на этом везение заканчивается. Честно.
Если у вас нет премий и связей, то советую внимательно изучить сайт:
http://ezhe.ru/data/vgik/news.html Недавно мы пили кофе с мужем и его другом, киношником до мозга костей, который, кажется, родился на «киевнаучпопфильме» и знает всех и вся, так вот он сказал, что Очень Большие Люди Кино - регулярно шерстят базу новых сценариев, на предмет чего-то интересного. Для меня лично это было открытием - казалось, что все творчество, которое выкладывается сеть - никому, кроме самого автора не нужно и никем не читается. Еще, оказалось, опубликованное в базе сценариев ВГИКа - автоматически защищено авторским правом, если вашу идею украдут - об этом все узнают и заклеймят вора позором, ведь ваш сценарий узнают все те, кто его прочитал, а таких, повторяю, будет немало.
Там же можно ознакомиться с поставленными сценариями, понять, как это сделано.
2. Заявка. Словом, выйти на режиссера-продюсера совсем нетрудно. Им самим очень нужны ваши классные идеи и сценарии, по которым можно снять фильм на много миллионов. Где-то в открытом доступе в сети, я слышала, есть база продюсеров с контактами.
А вот С чем идти к продюсеру - уже другой вопрос. Писать огромный сценарий на сто пятьдесят листов не нужно - все начинается с заявки. Это 1-1,5 страницы, где сжато рассказывается «о чем кино». Я посмотрела 20 из 40 серий первого сезона сериала, над которым предложили поработать, почитала «библию» сериала с описанием персонажей и основных сюжетных линий и придумала примерно шесть разных историй, на основе которых могли бы снять серии. Заявку или принимают или отбраковывают. У меня в начале отбраковали пять заявок, осталась одна. По ней предложили написать синопсис.
Засада на уровне написания заявки: вам, конечно, кажется, что идея гениальная. Ее скорее всего разнесут в пух и прах. Примерные комментарии группы на этом этапе:
...О чем сценарий?
Зачем это писать?
Что из этого следует?
Совершенно непонятно!
Отсутствие причинно-следственных связей делает этот замысел простым перечислением вымышленных эпизодов. Чему должен сочувствовать зритель?...
3. Синопсис это подробное краткое изложение того, о чем кино. Примерно 3-4 страницы. Это когда две подружки сидят в кафе и одна другой пересказывает «а он ей - то!» «а она что?» «а она вот это! А потом они…» Синопсис - не художественное произведение. Язык должен быть четким, предложения понятными. Все предельно схематично - что, зачем и почему. Каждый абзац в сериальном синопсисе это примерно одна сцена.
Удивительно, какая пропасть лежит между синопсисом и заявкой. Течения, акценты - с легкостью прописанные в заявке - в синопсисе превращаются в чугунные плиты, которые часто не остается сил перевалить. Все должно быть связано, оправдано, логически обоснованно - и, конечно, красиво. Мы ж кино снимаем.
Синопсис могут попросить переписать - указав примерные курсы и направления, которые стоит развить и то, о чем лучше забыть и вычеркнуть. Синопсис это наше все, по сути.
4. Поэпизодный план или биты выглядит так: идет описание и номер сцены, локация, свет, кто участвует и примерное содержание. Если вы работаете над сериалом, в котором есть некая горизонтальная история, которую нужно влить в вашу вертикальную, то это осуществляется на этапе написания поэпизодника. В сериале биты могут занимать примерно 20-30 страниц. Биты могут переписываться много раз. Мой рекорд, кажется, шесть. Биты - это уже, по сути, сценарий. Съемочная группа оценивает этот документ на тему экономичности , логики и тд - если, скажем, там есть сцена «Главный герой просто идет по коридору» - то ее выкинут, потому что это тупо, в ней ничего не происходит в этой сцене, и ради нее тащить свет, готовить декорации и тд - не экономично. Смотрят, какие персонажи задействованы, если, скажем, один персонаж из горизонтали появляется лишь один раз и говорит «там на кухне чайник закипел», то его выкинут, потому что везти из Москвы актера, платить ему суточные и тд ради одной проходной реплики никто не станет. Если автору не удается написать биты, которые бы устраивали всех - от идеи отказываются, все пропало... Однажды я потратила два дня, с утра до ночи на написание битов и мне их вернули с правками, которые затрагивали, я так думаю, 90% текста, и следующие два дня я практически с нуля переписывала биты, нарушив историю, изложенную и утвержденную в синопсисе. Это было дико тяжело, но я вырулила:) хотя понимаю тех, кто сказал бы «да пропади оно все пропадом».
Вот например - вы работали-работали, душу вкладывали, сделали шикарный фильм, и вот вам вернули вашу работу. Желтенькое - то, что нужно выктнуть. Целые сцены. Красное - комментарии.
Подробнее:
(черное - ваш исходный, такой замечательный текст, желтое - к удалению, красное - комментарии)
http://f.io.ua/img_aa/full/2411/38/24113863_f.jpg 5. Когда биты, наконец, утряслись, переходим к написанию диалогов. Если кто помнит эту прелесть - она красочно иллюстрирует суть дела (фото в большом разрешении):
http://ada-samarka.livejournal.com/696751.html#cutid1Это резюме по поводу первых диалогов, которые я написала.
Мне казалось, что это очень просто, вот ТЕПЕРЬ-ТО просто - поэпизодный план есть, садись себе пиши - он сказал, она сказала. А нет. Снова совершенно другой кусок работы. Диалоги - это наше все. Все должно звучать, играть. Актеры, кстати, могут отказаться от какой-то работы, если там тупые диалоги. То есть может быть идеальный синопсис, классные биты и все гибнет в диалогах. Диалоги в кино совсем не книжные. Это должны быть реальные люди, которые произносят вслух реальные реплики. И при том должно быть красиво, динамично и не тупо. Словом, диалоги переписываются тоже не раз. Вот например, скан из почты:
Словом, это очень трудная, очень ответственная работа. В группе отлично чувствуют, «может» автор, в принципе, справиться с поставленной задачей - или нет. И если может, хотя сам автор сомневается порой, из него выжимают все соки, вот так он бежит из последних сил, а ему кричат: ДА-ВАЙ! ДА-ВАЙ! НОГИ ВЫШЕ! ГОЛОВУ ВЫШЕ! НЕ ГОРБИСЬ! ЕЩЕ ТРИСТА МЕТРОВ! ДА-ВАЙ!!!! И потом - бац, финиш, мордой в песок, уже ни о гонораре, ни о чем не думаешь, и тут приходит имейл «сценарий принят, хорошая серия получилась, посмотрим, как режиссер справится! давайте номер карточки, СРОЧНО!!!! Ждем ваши новые идеи!»
Вот такая работа:)
... запись подзамочная на всякий случай:)