Оригинал взят у
bessonov_perm в
КПРФ Скандал, связанный с двумя съездами КПРФ, сделал совершенно незаметным уход В. Купцова с должности первого заместителя председателя ЦК. Отныне он рядовой член президиума ЦК «по версии Зюганова». Однако у многих рядовых коммунистов остались к Валентину Александровичу весьма существенные вопросы.
- Уйдя в отставку, - говорят они, - Купцов может окончательно унести с собой тайну многомиллиардной собственности КПСС. Потом уже никто не спросит, куда она делась? Неужели так и не расскажет, сколько чего передал Ельцину и кто сейчас этим нашим добром распоряжается?
Да, сегодня как-то подзабылось, что именно В. Купцов был председателем ликвидационной комиссии, передававшей «банде Ельцина» все имущество КПСС. А происходило всё так.
После ареста высших руководителей СССР - членов ГКЧП в августе 1991-го, Ельцин издал указ о приостановке деятельности КП РСФСР и КПСС на территории России. Затем, как говорится, не переводя духа, без суда и следствия, приказал прибрать к рукам и всю партийную собственность. В указе от 25 августа 1991 г. об этом сказано так: «Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте...».
А велики ли, спросите, были эти средства?
- На XXVIII съезде прозвучало, что на счетах КПСС в банках лежало 4 миллиарда рублей, - рассказал мне бывший член Политбюро ЦК КПСС Егор Лигачев. - Это огромная сумма, если учесть, что доллар тогда стоил 60 с небольшим копеек. И это были чисто партийные средства: одну половину составляли партийные взносы, другую половину - доходы от издательской деятельности. В последнее время, когда в экономике страны начались трудности, часть этих денег направлялась на социальные цели - строительство детских садов, домов творчества и тому подобное. Конечно, незаконно захваченные средства, которые перешли в частные коммерческие структуры, должны быть возвращены партии. Когда в прошлой Думе я занимался вопросом компенсации вкладчикам их накоплений в Сбербанке, «сгоревших» от гайдаровской либерализации, то эксперты назвали нам такую цифру: один рубль того времени равен 70 теперешним. Так что по нынешним меркам можно говорить, что у партии незаконно изъято 280 миллиардов рублей.
А что было с партийным имуществом? С ним стали происходить таинственные вещи. По приказу Ельцина для его передачи «в собственность РСФСР» была создана ликвидационная комиссия. И вот - сенсация! - ее председателем со стороны запрещенной КПСС почему-то стал именно Валентин Купцов. Хотя удивляться особенно не приходится. Еще во время ельцинского государственного переворота 19-22 августа 1991 года у него с «всенародно пьющим» установились крепкие телефонные контакты, по которым он и получал указания ни во что не вмешиваться. Гэкачепистам помощи не оказывать, митингов в их поддержку не собирать, а за это ему будет гарантирована свобода. Уже в эти дни Купцов и прилетевший с курорта Зюганов оказались повязаны одной веревочкой с Ельциным.
- Эта возня с конфискацией собственности КПСС российскими властями была от начала до конца незаконной, - вспоминает член Политбюро ЦК КПСС в 1990-1991 гг. Олег Шенин. - Во-первых, Ельцин не имел права отбирать имущество общественной организации, какой являлась компартия. Во-вторых, такая экспроприация могла быть проведена только по решению суда. А его не было. И, в-третьих, мне непонятно, почему сдавать собственность общесоюзной партии взялся В. Купцов, который не имел к ней никакого отношения. Напомню, что он был избран на должность первого секретаря ЦК КПРФ в августе 1991 года. У новообразованной Компартии России не было ни своего счета в банке, ни вообще какой-либо собственности. Она все получала от управделами ЦК КПСС - вплоть до канцелярских скрепок.
По мнению О. Шенина, после его ареста оставались другие члены Политбюро и секретари ЦК, которые имели хотя бы моральное и юридическое право участвовать в незаконной сдаче российским властям имущества КПСС.
- Напомню, что в него входили здания партийных комитетов от ЦК до райкомов, дома политпросвещения, санатории, 200 издательств и типографий, автотранспорт, оргтехника и многое другое. Полную стоимость этой собственности может назвать сам Валентин Александрович. Возможно, у него сохранился и акт сдачи-приема, который он за 13 лет так и не обнародовал. Было бы неплохо, если бы Купцов ответил коммунистам, сколько и чего, на какую сумму незаконно сдал Ельцину и кто этим имуществом сейчас распоряжается.
Можно много спорить, является ли сегодня КПРФ юридической наследницей КПСС. Во всяком случае, в ее программе написано, что она берет свою родословную от РСДРП и КПСС. Однако, по мнению многих партийцев, Зюганов и Купцов могли и должны были оспаривать в суде незаконную экспроприацию партийной казны и колоссальной собственности КПСС.
Собственно говоря, этим и занимался в первой Думе заведующий кафедрой хозяйственного права Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Валентин Мартемьянов. Уж кто-кто, а он-то разобрался во всех тонкостях «прихватизации» партимущества новой властью и вел с первыми секретарями обкомов КПРФ работу по его инвентаризации.
Один из руководителей омского обкома Николай Куторгин рассказывал мне в 1994 году, как инструктировал их Валентин Степанович:
- Ваша задача, - говорил он, - установить и зафиксировать, что конкретно в вашем регионе из партийной собственности было действительно передано для общественных нужд, а что ушло в частные структуры. Вот по этой части мы и будем спорить в суде.
Но 1-го ноября 1994 г. случилось страшное: Валентин Мартемьянов был зверски избит у подъезда своего дома и через несколько дней скончался в больнице.
В прессе промелькнуло сообщение, что по «горячим следам» по делу было задержано несколько подозреваемых, однако вскоре эта тема напрочь исчезла со страниц газет. И не это странно, а другое: почему же за 10 лет вожди КПРФ ни разу публично не поинтересовались у генпрокуратуры, как идет расследование убийства их товарища, депутата первой Госдумы В. Мартемьянова?
Не менее странно и то, что после того трагического дня в ЦК КПРФ не было человека, который бы занимался возвратом партийной собственности КПСС и оформлением исков в суд. И разве не странно все-таки, что за все прошедшие годы Зюганов и Купцов не подняли вопроса ни о партийных 4 млрд. рублей, бесследно исчезнувших в недрах ельцинского правительства, ни о незаконно конфискованном имуществе КПСС? Разве это не нонсенс при той «нищете», о которой они постоянно говорили первым секретарям, отказывая им в финансировании региональных парторганизаций?
Причина, по мнению многих партийцев, кроется в жестком указании окружения Ельцина вождям КПРФ никогда не поднимать тему возврата собственности КПСС. А, может, оба как раз и получили «отступные» за молчание и послушность? Вон сколько ходит слухов о зарубежных счетах и имуществе и Г. Зюганова, и того же В. Купцова...
Например, некоторые московские СМИ недавно вспомнили, как 22 ноября 2002 года Интернет-издание «Агентство политических новостей» сообщило о собственности Валентина Александровича следующее: «Свой дом площадью около 1000 кв. м. в элитном подмосковном поселке Апрелевка он окружил не только высокой каменной стеной, но и настоящим крепостным рвом. Недавно была также заменена сигнализация в летней резиденции Купцова, расположенной на берегу Средиземного моря близ города Пафос (остров Кипр)». На депутатский оклад таких хором не построишь.
Опровержений не последовало...