Я хорошо помню, когда это случилось. Мы только недавно купили дом, первое собственное жильё в нашей жизни. Он состоял из двух этажей и бейсмента - так в Америке называют этаж под землёй. И вот всю эту громадину нам предстояло обставить мебелью. Старую, частично подарённую нам волонтёрами, частично купленную по дешёвке, везти в новый дом не хотелось. Вот мы и ходили по магазинам в поисках интересной, красивой и не очень дорогой мебели. Мы уже купили светлую лакированную итальянскую спальню, хрустальную люстру, модерный светильник о пяти головах и картину-эстамп, на которой изображён квартет музыкантов. И остались с деньгами почти на нуле. Как вдруг, проходя по торговому залу в Бриджвоттер молл, я увидела в выставочном зале, нашпигованном картинами, ЭТО.
На невысоком, узком постаменте, стояла золотистая скульптура в половину человеческого роста. Я шагнула к ней и у меня перехватило дыхание от восторга.
Передо мной было нечто в высшей степени удивительное. Не скажу, что я знаток скульптурного творчества. Но красота во всех её проявлениях остаётся красотой.
Представьте себе: обнажённый молодой человек из бронзы стоит с прижавшейся к нему спиной обнажённой бронзовой девушкой. В первом впечатление могло показаться, что они танцуют, если бы не смычок в правой руке молодого человека, которым он проводит по талии девушки, как если бы он играл на виолончели или контрабасе, а левой рукой высоко держит её за левую руку, как на грифе инструмента.
Невозможно словами описать изящество линий бронзовых фигур; то, как склоняется и нежно касается голова юноши головы девушки, её слегка изогнутый стан и бёдра, точная копия изгибов виолончели. В их позах была страсть юноши и сдержанная стыдливость девушки. А главное - звучала музыка! Не Аллегро, быстрое и горячечное. И не игривое Скерцо. Это была Аппассионата. Тихая страстная мелодия. Я её слышала. Возможно, единственная в художественном салоне. И слёзы, как всегда при встрече с прекрасным, брызнули у меня из глаз.
Вернувшись домой, я бросилась звонить брату. Цена, которую просили за это чудо, была недосягаема для нас, хотя теперь не кажется мне уже такой дорогой. Я не собиралась просить взаймы, хотя знала, что брат без разговоров одолжит мне эту сумму. Но нам предстояло ещё так много расходов по устройству в новом доме, что мне казалось кощунственным тратиться на предмет роскоши. Я придумала другой выход из положения. Я предложила брату купить эту скульптуру. Чтобы приходя к ним в гости, могла наслаждаться ею вновь и вновь.
Брат был согласен на то, чтобы я купила и привезла скульптуру ему. Он сказал, что доверяет моему вкусу. Но его жена не согласилась.
Я не стала настаивать. В конце концов, это же моё желание. И тогда меня осенило гениальное решение. Несмотря ни на что, я унесу полюбившуюся группу с собой. Я её сфотографирую!
С тех пор она со мной. Фотографию я дала увеличить. И повесила на стену.
Теперь я могу хоть каждый день любоваться на работу Миши Фрида. Автора скульптуры. Не беда, что я не могу обойти её кругом и насладиться ею со всех сторон. Она висит на стене недосягаемая, полная тайн, как и положено настоящему произведению искусства.
Биографическая справка
Миша Фрид - американский скульптор, художник, графический дизайнер и режиссер российского происхождения, живущий в районе залива Сан-Франциско. Фрид иммигрировал в США в 1972 году со своей женой Галиной и двумя сыновьями. Его работы находятся в частных и корпоративных коллекциях, галереях и музеях по всему миру.
Фрид родился в 1938 году в Москве, в еврейской семье. Его отец был родом из Литвы, а мать - из Белоруссии. Когда ему было пять лет, отец отвел его в музыкальную школу учиться игре на скрипке; его отец мечтал увидеть его концертирующим скрипачом, но Миша мечтал стать скульптором. Пять лет спустя он перешел из музыкальной школы в художественную школу, чтобы изучать графику и скульптуру. Тем не менее, музыка остается важной частью его жизни.
Благодаря «Поправке Джексона» (как ее называли в России), Миша Фрида и его семья получили письмо, позволяющее им покинуть Россию в течение 14 дней с оплатой 80 долларов на человека. Фрид, его жена и двое сыновей (11 месяцев и 5 лет) эмигрировали в Соединенные Штаты. В 1978 году Фрид стал гражданином США.
Миша Фрид возможно единственный скульптор, который воплощает музыкальные образы в своих скульптурах. Любимым материалом ему служит бронза. Ему принадлежат такие произведения, как «Виолончелист», о котором выше мой рассказ. А также «Гитара», «Джаз», «Волшебная флейта», а также скульптура «Лебединое озеро», которое американский скульптор подарил Санкт-Петербурской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в честь её 150 летия.
Misha Frid, The Cello Player in Bronze