Вернулась с концерта Варшавского филармонического оркестра полная впечатлений...
Конечно, всплакнула, как всегда, увидев музыкантов на сцене, занимающих свои места за пультом, вспомнила себя...
Концерт начался исполнением гимнов США и Польши. Весь зал стоя выслушал гимны: могучий и торжественный американский, лиричный и немного игривый (в стиле Шопена) польский.
Затем последовала Трагическая Увертюра Брамса. Мне показалось (может, только мне?), что эту великолепную музыку оркестр играл немного нудно, не достигнув соответствующего настроения; форте и пиано были почти неразличимы.
Фортепьянный Концерт Шопена №1 блестяще исполнил молодой, почти мальчик, Seong-Uin Cho from Seoul.
Ну и, наконец, Четвёртая симфония Моисея Вайнберга, из-за которой я, собственно, и отправилась на концерт. Впервые мне довелось услышать со сцены музыку композитора, о котором почти никто не знает в бывшем советском союзе, хотя на слуху у многих его музыка к кинофильмам "Летят журавли" и "Последний дюйм". А ребятишки (теперь уже взрослые дяди и тёти) хорошо помнят его музыку к любимым мультфильмам «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух», «Сказка про колобок», «Двенадцать месяцев» , хотя ни те, ни другие, с именем его не знакомы. Ещё меньше повезло его симфонической музыке, которая очень редко исполнялась в бывшем Союзе...
И вот теперь, Варшавский симфонический оркестр привёз в Америку симфонию своего земляка. (Вайнберг родился и прожил двадцать лет в Варшаве до того, как эмигрировал в Советский Союз). Трагизм этой музыки связан с не менее трагичной историей семьи композитора, которая погибла, не сумев спастись от немецких оккупантов. А в более расширенном виде связан с историей всего еврейского народа. На протяжении всей симфонии чётко прослушиваются мотивы еврейской музыки, а также польской и русской. Симфония, по обычным меркам, небольшая. Но никого не оставляет равнодушными, настолько зримы в своей трагичности музыкальные образы, проносящиеся, как тени, и порой достигающие неимоверного накала. Оркестр замечательно справился со своей задачей под управлением дирижёра Jacek Kaspszyk.
Публика тепло встретила музыкантов и стоя долго аплодировала, вызывая на бис. И солист, и оркестр пошли навстречу пожеланиям публики и исполнили ещё несколько пьес.
Я была просто счастлива, что смогла "вживую" послушать музыку Вайнберга. Конечно, я читала о том, что его произведения исполнялись и записывались не только в Союзе, но и за рубежом. Но, к сожалению, очень редко.
Я музыкант, скрипачка, окончила Азербайджанскую консерваторию в Баку (откуда родом). Проработала в Аз.гос. симфоническом оркестре филармонии 17 лет. Ходила на симфонические концерты со школьной скамьи. И к стыду нашей республики, ни разу не слышала, чтобы исполнялась музыка Вайнберга... Многие наши музыканты не знакомы с его именем...
В Америке я живу 27 лет. Постоянно хожу на концерты. Как-то раз, после концерта
, подошла к одной из скрипачек приехавшего в наш штат оркестра и спросила, знакомо ли ей это имя. Она ответила утвердительно. Сказала, что даже исполняли как-то его произведение.
Я рада, что сейчас (возможно давно уже) возникает интерес к незаслуженно малоисполняемому композитору. Прочла на онлайн, что в будущем году в Москве состоится международный симпозиум, посвященный столетнему юбилею М. Вайнберга.
Хочу еще добавить, что слушали в зале с напряженным вниманием и разразились овациями по окончанию исполнения симфонии.
26 окт, 2016