Продолжение одного расследования...

Oct 08, 2013 00:15

Прочитав заметку duchelub,  я, как Наташа и предполагала, страшно заинтересовалась содержавшейся в ней информацией о перстне Пушкина. Никогда раньше я не знала ничего о нём. И я полезла в "словари", вернее, в Google (куда же ещё!).
То, что я выудила на его многочисленных линках, ошеломило меня, столько интересного и противоречивого в то же время окружает историю знаменитого Талисмана!
И началось моё собственное (непрофессиональное, но от этого не менее увлекательное) расследование...

“1837 январь 28. Узнав о трагической дуэли Пушкина с Дантесом, В.И. Даль неотлучно дежурит у его постели. После смерти поэта Даль получил из рук Натальи Николаевны простреленный сюртук и знаменитый перстень-талисман.”

“ После кончины поэта перстень взял на память Василий Андреевич Жуковский и тоже никогда не разлучался с кольцом.”

Кому же на самом деле достался перстень погибшего поэта?

Какому источнику верить?

В тот мрачный день, когда мучительно умирал великий поэт России, ложе умирающего окружали самые близкие друзья, бессильные справиться с обрушившейся бедой. Среди них были Данзас, секундант на последней дуэли Пушкина, Плетнёв, который по собственному признанию был для Пушкина всем; “и родственником, и другом, и издателем, и кассиром”. Позже, узнав о случившемся, приехали Жуковский, Вяземский с женой, А.Тургенев, Виельгорский, Загряжкий, и врачи - Спасский, Задлер и Саломон и известный в то время доктор Арндт.  Неотступно находился у постели тяжело больного поэта  писатель и врач В.И. Даль (прославившйся впоследствии своим Толковым Словарём Русского Языка).

“Пушкин попросил подать ему шкатулку, вынул из неё и подарил Данзасу кольцо -  то самое, которое он получил, уезжая из Москвы, от Нащокина.

- Это от нашего общего друга, - сказал он Данзасу.

Далю Пушкин подарил кольцо с бирюзой,  а Жуковскому кольцо, которое ему было особенно дорого: когда-то в Одессе, Е.К.Воронцова, которой он увлекался, сняла со своей руки и подарила ему это старинное кольцо с восьмиугольным сердоликовым камнем и надписью на древнееврейском языке.”

Прошли столетия. И история перстней Пушкина обросла многочисленными легендами. Многие детали этих легенд, естественно, не совпадают.

Так, в приведённых выше цитатах, много несоответствий в разных источниках.

Но одно совершенно ясно, что перстней было несколько.  Шесть, или семь (опять неясно).

Далю Пушкин подарил кольцо не с бирюзой, а с изумрудом. Это Данзасу Пушкин подарил кольцо с бирюзой, которое получил когда-то от Нащокина. Бирюза, по поверью, охраняла от насильственной смерти. Но почему-то, Пушкин перед дуэлью снял его с пальца и оставил дома…

“Нащокин сам не менее Пушкина мнителен и суеверен. Он носил кольцо с бирюзой против насильственной смерти. В последнее посещение Пушкина (весною 1836 г. из Болдино приезжал) Нащокин настоял, чтоб Пушкин принял от него такое же кольцо от насильственной смерти. Нарочно было заказано оно; его долго делали, и Пушкин не уехал, не дождавшись его: оно было принесено в 1 ночи, перед самым отъездом Пушкина в Петербург. Но этот талисман не спас поэта: по свидетельству Данзаса, он не имел его во время дуэли, а на смертном одре сказал Данзасу, чтобы он подал ему шкатулку, вынул из нее это бирюзовое кольцо и отдал Данзасу, прибавивши: «Оно от общего нашего друга». Сам Пушкин носил сердоликовый перстень.”

Кольцо не удержалось на руке у Данзаса. Через какое-то время он его потерял - уронил в снег. Так никогда и не нашли…

Интересна история тонкого золотого кольца со светлым сердоликом, на котором изображены три амура, садящиеся в ладью. Неизвестно, откуда оно у него появилось, но вряд ли поэт сильно дорожил им. Иначе, не предложил бы его для выигрыша в благотворительной лотерее. Перстень выиграла сестра А.Раевского Мария. Впоследствии она вышла замуж за декабриста  Сергея Волконского и последовала за ним в ссылку в Сибирь. Она очень дорожила этим кольцом. После её смерти кольцо перешло к её сыну, а затем к внуку, который в 1915 году передал его на хранение в Пушкинский музей. Где оно хранится и поныне.

Золотой перстень  с изумрудом умирающий поэт подарил своему другу  Владимиру Далю со словами - “Даль, возьми на память”. Он отказывался, но Пушкин настоял: “Бери, друг, мне уж больше не писать”...

Даль пытался возвратить дорогой подарок вдове поэта, но Наталья Николаевна запротестовала, не желая нарушить волю покойного мужа.

Сердоликовое кольцо, подаренное когда-то в Одессе Е.К.Воронцовой, имеет печальную, но и удивительную историю. По одной версии, оно было преподнесено в дар молодой княгине и её мужу, новороссийскому генералу-губернатору М.С. Воронцову гахамом( гахам, хохам - мудрец, ивр. ) караимской общины Крыма  неким Симом Бобовичем.  По другой - перстень приобрела сама Воронцова и заказала к нему парную копию. Но это не важно, как перстень попал к графине. Главное, что она подарила его поэту, как талисман, в знак любви. А в ответ родилось замечательное стихотворение “Талисман”. Но не сразу, а через  несколько лет, в 1825 году.

Храни меня мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье.

Прощай надежда; спи желанье;

Храни меня мой талисман.

И даже не одно, а ещё несколько: “Храни меня, мой талисман”,

“В пещере тайной…” и “Сожженное письмо”.

Существует описание этого кольца, сделанное одним из посетителей пушкинской выставк 1899 года в Санкт-Петербурге: “Этот перстень - большое золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и резной восточной надписью.”

Долгое время никто, в том числе и сам Пушкин, не знали, на каком языке была сделана надпись и что она означала. Но в 1888 году надпись была прочитана и переведена на русский язык известным востоковедом и исследователем Д.Хвольсоном.  Оказалось, что надпись сделана караимским курсивом и в сокращённом виде значит следующее: “Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память”.  Необходимо заметить, что священной книгой караимов была Тора и пользовались они древнееврейской письменностью.  И восточная надпись  на кольцо была сделана именно на древнееврейском.

В 1823 году Пушкин получает в подарок от Е.Воронцовой перстень-талисман. А в 1832, в марте, поэт сделал запись еврейской азбуки. По собственному признанию, Пушкин хотел изучить этот язык, чтобы переводить книгу Иова. Возможно, к этому времени он уже знал, что надпись на его любимом перстне на древнееврейском?

Однако и княгиня, и поэт заблуждались, считая кольцо талисманом, в котором должна была заключаться чудодейственная сила. Это была простая именная печать. Ведь буквы на ней были вырезаны для оттиска. Именно так и пользовались они оба своими перстнями, запечатывая письма к друг другу.

Во всей этой истории с перстнями поражает одно: сильнейшее желание умирающего поэта сохранить “физическую связь” со своими любимыми друзьями и после своей смерти! Не считаясь с тем, что силы на исходе, он просит принести ему шкатулку и собственноручно одаряет друзей своими кольцами.

“Нет, весь я не умру”!

Душа поэта несётся к нам через века в его “заветной лире”, а личные вещи дополняют образ Творца Поэзии.

Литература:

http://gannalv.narod.ru/lit/part3.htm

(РАССКАЗЫ О ПУШКИНЕ, ЗАПИСАННЫЕ П. И. БАРТЕНЕВЫМ)

Борис Матвеевский “Незнакомый Пушкин и “утаённая” муза поэта” http://pushkin.niv.ru/pushkin/articles/matveevskij-utaennaya-muza/index.htm

http://www.youtube.com/watch?v=CCLSIZ-4yl0

http://www.rubezh.eu/Zeitung/2006/02/10.htm

Владимир Коган

Никита Касьяненко “Воронцова, Пушкин и караимы”

перстень, талисман, пушкин

Previous post Next post
Up