Вчера исполнилось двадцать лет со дня нашего приезда в Америку.
Круглая дата. Важная дата в нашей (и моей, лично) жизни.
Так случилось, что мы её не отметили, хотя я намеревалась это сделать. Шутка ли, треть моей жизни! Почти половина - моих детей. Но это их история жизни, мне только наполовину теперь принадлежащая. А не отметили вчера, потому что позавчера отмечали День Благодарения и, заодно, планировалась эта дата. Должна была собраться вся наша семья (дети, внуки). Приехали только друзья из Бруклина и сын с дочкой. Все остальные заболели. Тяжело. Младший внук угодил в больницу с воспалением лёгких. Его маленькую сестричку привёз мой муж на день. А ей два с половиной. И тоже нездорова. Вначале смеялась, играла с новой подаренной нами куклой. Потом зашлась в плаче, почти в истерике. Маму хочет! А может, что-то болело... Но у детей трудно узнать, что болит. К тому же, по русски она не понимает. А мы не говорим на литовском (мама её литовка). Потом, на следующий день, её отвезли к врачу - инфекция в ухе. А у мамы её оказался бронхит. А у старшего внука - стрептококовая ангина. Так что праздник оказался не весёлый. И о двадцатилетнем юбилее забыли. Я в первую очередь. А отмечать было что.
Столько всего произошло... Приобретения... потери...
Мы потеряли: я - своего отца; муж - свою мать.
Горько.
У нас появились (господи, благослови их!) внуки. У каждого сына по дочке и сыну.
Среди потерь - моя карьера музыканта. Но это была осознанная потеря, за которую могу винить только себя. И частично - обстоятельства. Скрипку не беру в руки - страшно сказать, сколько лет... Не могу даже прикоснуться к ней. Больно.
Среди потерь - наше бакинское общество, друзья. Многолетние, испытанные друзья. С которыми было не просто интересно выпить чашку чая, или разделить обед. С ними было по настоящему интересно общаться. И знать, что мы взаимно дороги и важны друг другу.
Здесь - пытались создать круг друзей. Но как в мозаике, составлялись по интересам, потом, вдруг, разбивались... кусками отваливались от общего, целого. Возникали новые, и тоже на пару-тройку лет. Не склеивалось надолго. Видно, клей был плохой. Или просто интерес пропадал. Поэтому дорожим одной-единственной парой, что вот уж почти десятилетие (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить!) с нами.
Дорожим нашими родными. К счастью, живём все в одном штате. Час-другой езды друг от друга. Не страшно. Видимся, общаемся, празднуем праздники вместе. Это очень дорого и важно для меня. Для нас всех.
Какой подарок сделали себе на наше двадцатилетие? Полностью обновили нашу мебель, во всех комнатах, кроме одной; там она хороша ещё на много лет вперёд.
Хорошо помню день нашего приезда (вернее, прилёта) в Америку. Помню, как вчера. В подробностях. 27 ноября 1989 года. Мы приземлились в аэропорту Кеннеди (летели из Рима). Летели в неизвестность, а на душе моей не было ни растерянности, ни страха. Шестым чувством чувствовала, что всё образутся, и нам в новой стране будет хорошо. Не ошиблась. И за это благодарю Б-га.
Толстым слоем лежал снег. Холодно. Темно. (В пять вечера уже темно.)
Нас встретила в аэропорту свекровь. Нас поджидали две большие машины, которые она сумела организовать для встречи нас. Люди, которые приехали за нами, на долгие годы стали нашими спонсорами, волонтёрами, друзьями.
Вживаться в новую жизнь было не просто. (Да я и не ожидала).
Нужно было - в первую очередь - овладеть английским. Без него нет жизни. Нужно было найти себе работу. Дать детям образование (высшее). Нужно было... Сколько всего нужно было!
Справились. Не собираюсь себя хвалить. Вся наша эмиграция, приехавшая до нас, вместе с нами, после нас, все справились. Все молодцы.
Так что, подбивать итоги - приятно. Я довольна.
Будем жить дальше.