Король скрипачей - Яша Хейфец

Nov 16, 2009 23:24

В 1898 году в Вильнюсе была основана музыкальная школа ("классы").
Руководил школой выпускник Санкт-Петербургской консерватории Михаил Иванович Трескин [1,2]. В отличие от прочих учебных заведений, где число евреев учащихся ограничивалось определённым процентом (10 - в Черте оседлости, 5 - за пределами Черты, но в Москве и Санкт-Петербурге только 3 процента), в музыкальной школе не было процентной нормы и число учащихся евреев в ней было значительным. Расположилась школа в самом центре города на небольшой улочке Скоповка (теперь Скапоч). С 1906 по 1909 год скрипач-виртуоз Яша Хейфец учился в Вильнюсской музыкальной школе, которая в то время располагалась в доме 25 на улице Вильняус.

В 1904 году музыкальную школу решено было преобразовать в училище. В отличие от школы в училище преподавались и общеобразовательные предметы и его выпускники имели льготы "по отбыванию воинской повинности, так и в отношении определения на государственную службу" [3]. Для устройства училища нужны были значительные суммы и власти решили обратиться к еврейской общественности. Письмо подписал сам Виленский, Ковенский и Гродненский генерал-губернатор, а заодно и председатель Виленского отделения Русского музыкального общества, князь П. Д. Святополк-Мирский.

"Дирекция Виленского отделения Императорского русского музыкального общества, озабочиваясь развитием музыкального образования в крае, на заседании состоявшемся 8 апреля сего года заслушав доклад директора музыкальных классов М. Трескина о преобразовании существующих классов в музыкальное училище, признало такое преобразование своевременным . . .

Принимая во внимание, что предполагаемое к открытию музыкальное училище явится для города Вильны новым средним учебным заведением, доступ в которое не ограничивается каким-либо процентом в отношении лиц иудейского вероисповедания, составляющих значительный контингент учащихся в существующих музыкальных классах, я считаю своим долгом . . . внести на обсуждение старейших и влиятельнейших членов виленского еврейского общества ходатайство дирекции отделения об ассигновании ежегодного пособия в размере 1000 руб. на содержание учреждаемого училища".

"Старейшие и влиятельнейшие члены здешнего еврейского общества" пошли навстречу просьбе генерал-губернатора и решили увеличить отчисления из сумм коробочого сбора [косвенный сбор с евреев - Г. А.] с суммы 300 руб., шедшей на содержание классов, до 1000 руб. [3]

. . . Самым известным из окончивших Виленское музыкальное училище был скрипач Яша Хейфец учившийся здесь в 1905 - 1909 годах. Известно, что он родился в Вильнюсе 20 января (2 февраля по новому стилю) 1901 года. Из сохранившейся записи раввината мы узнаём, что его отцом был "полоцкий мещанин" [по другим данным - пулавский мещанин - Г. А.] Рувин Елиев Хейфец, а матерью Хая Израилевна, до замужества носившая фамилию Шарфштейн. Настоящее имя Яши, согласно метрической записи, Иосиф" [4].

Мы точно не знаем, где родился Яша. Считается, что это дом на улице Майронио, 27 [5] (хотя в газетной публикации под фотографией дома ошибочно указано "улица Ужупио"). Сын Яши Хейфца, Роберт, в августе 1993 года, находясь в Вильнюсе, подарил автору этой публикации копию воспоминаний двоюродной сестры Яши Анюты Шарфштейн, жившей с ним в одном доме. Она вспоминает, что дом был трёхэтажным из коричневого кирпича; на второй этаж, где жил аккомпаниатор Яши Муня Алесский, вела наружная металлическая лестница. На третьем этаже жили семьи Хейфецов и Шарфштейнов [6]. Описание "дома Хейфеца" во многом совпадает с внешним видом дома по Майронио; однако документов, подтверждающих это тождество, пока найти не удалось.

Уже с трех лет Яша учился игре на скрипке у своего отца, любителя-самоучки, а в 1905 году поступил в музыкальное училище. Его учителем стал Илья Малкин, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу лучшего в то время в мире преподавателя скрипичной игры Леопольда Ауэра [7].

Композитор Константин Галкаускас (Галковский), преподававший с 1908 года в музыкальном училище, вспоминает: "Яша Хейфец был двумя головами выше всех моих учеников в классах теории, гарм(онии), сольф(еджио). Он посещал все (симфонические) репетиции и поражал меня своим острым вниманием и глубокой заинтересованностью. Отец его, слабый скрипач, сумел беречь раскрывающийся, большой талант мальчика" [8].

Из энциклопедических изданий известно, что уже в возрасте шести лет Яша, находясь в Каунасе, исполнял скрипичный концерт Ф. Мендельсона. По-видимому, это же музыкальное произведение он исполнял на концерте в Вильнюсе в 1907 году (см. ниже). Первые документальные материалы о его концертной деятельности удалось найти в отчёте музыкального училища за 1908 - 1909 годы. В ученическом концерте, состоявшемся 2 ноября 1908 года, Яша исполнял фантазию Сарасате, а на публичном экзамене оканчивающих училище 29 мая 1909 года - концерт D-mol Венявского. Эту же пьесу он исполнил 31 мая на заключительном концерте, в котором участвовали 8 лучших выпускников училища [9]. Существуют сведения и о концерте Я. Хейфеца в Виленском городском зале (филармонии), на сбор с которого он уехал в начале 1910 года в Петербург [10], где был принят в консерваторию.

Приехав в Петербург, семья Хейфецов не утратила контактов с родным городом. Известно, что по крайней мере одно лето (1911 г.) они жили на даче недалеко от Вильны. "От Вильны надо ехать извозчиком или конкой . . . ", - так писал Яша своему петербургскому другу и покровителю, известному музыканту В. Г. Вальтеру (1865 - 1935). Из другого письма, написанного по тому же адресу его отцом в августе 1911 года мы узнаём адрес семьи Хейфецов: "Вильна. Антоколь, Петропавловский переулок № 9, дача П. Гурьянова" [11].

Так как девятилетний Яша не мог жить в Петербурге без родителей, вместе с ним переехала и вся его семья - отец, мать, две сестры. Но в Российской империи существовали жесткие ограничения на проживание евреев вне Черты оседлости. В столицах могли селиться только евреи с высшим образованием, купцы первой гильдии; студенты, попавшие в процентную норму (в консерватории процентной нормы не было). Как вспоминал консерваторский преподаватель Яши знаменитый Леопольд Ауэр: "Мальчик, которому в то время было лет десять или одиннадцать [в действительности, 9 лет - Г. А.], был без дальнейших разговоров тотчас же принят в консерваторию, ввиду его исключительного дарования. Но что же делать с семьёй? Кто-то подал счастливую мысль, чтобы я принял в свой класс отца Яши, скрипача лет сорока; и этим вопрос будет разрешён, что я и сделал. В результате и закон был соблюдён, и семья Хейфеца не была разлучена, ибо закон не требовал разлуки жены и детей ученика консерватории с их мужем и отцом" [12].

В декабре 1913 года, после триумфальных гастролей в Германии, Чехии и Норвегии, принёсших Яше европейскую известность, он приезжает с концертами в родной Вильнюс. Концерты состоялись 4 и 20 декабря. Ещё до начала гастролей "Вечерняя газета" писала: "Сегодня, 4 декабря, в городском зале состоится симфонический концерт с участием гениального Яши Хейфеца. Тринадцатилетний скрипач поражает всех своей вдохновенной игрой. Концерт его не мог не заинтересовать виленское общество. Яша Хейфец исполнит с оркестром знаменитый концерт Бетховена; во втором отделении он исполнит Моцарта, Генделя и Венявского" [13]. Та же газета на следующий день писала: "Всего шесть лет прошло, как талантливый семилетний мальчик-скрипач впервые выступил в Вильне перед публикой на выставке "Искусство в жизни детей". Многого можно было ожидать в будущем от даровитого ребёнка, но думать, что через шесть лет он вернётся к нам почти законченным артистом с совершенно исключительной техникой - было вне всякого вероятия. Однако же невероятное свершилось. Тринадцатилетний Хейфец уже звезда первой величины и звезда, сияющая всеми цветами радуги" [14].

Совсем иную оценку игре Я. Хейфеца дал "постоянный музыкальный критик "Виленского вестника" некий "М": "Что мы нашли в Хейфеце? Прежде всего то, что и следовало ожидать от двенадцатилетнего мальчика - детское исполнение. Ничего проникновенного или гениального не оказалось. Мальчик играл как хороший ученик, и только" . . . [15].

Отповедь "критику М" на страницах виленской прессы дал В. Г. Вальтер: "Конечно, о вкусах не спорят, но к сведению читателей вашей газеты, не слышавших Хейфеца, позвольте сообщить, что Хейфец имел в Петербурге, Берлине, Дрездене совершенно сенсационный успех. От себя лично прибавлю, что такой техники, как у Хейфеца, нет ни у одного скрипача в мире, а о художественной красоте его игры я могу только сказать, что оно вполне соответствует красоте его лица, когда он играет. Нужно быть слепым и глухим, чтобы в этом случае спорить с приговором публики" [16].

Письмо В. Вальтера, жившего в Петербурге, появилось в вильнюсских газетах спустя 10 дней после публикации "критика М". Только совсем недавно стала известной "подноготная" появления этого письма. Оказывается, вильнюсский учитель Яши, И. Д. Малкин не смог вынести клевету на своего любимого ученика и обратился за помощью к В. Вальтеру. Уже на следующий день после публикации в "Виленском вестнике" он писал в Петербург: " . . . 4 декабря здесь дал концерт Яша Хейфец; нет слов выразить хотя бы в сотой доле восторг, вызванный его гениальной и несравненной игрой. Зал был битком набит, и я такого единодушного стихийного восторга не запомню даже в былые годы в концертах Сарасате. И не удивительно: такой игры, какой обладает Яша Хейфец, мы не слышали; с какой стороны к ней не подойдёшь - с технической ли, с музыкальной - она является единственной и несравненной . . . Я не имею возможности, живя здесь, вступить с этим дураком в полемику . . . [имеется в виду автор заметки в "Виленском вестнике" - Г. А.]. Прошу Вас, во имя правды и любви к святому искусству, разобрать эту "критику" и дать справедливую отповедь . . . “ [17]

. . . В 1917 году, после окончания Петербургской консерватории Яша уехал на гастроли в Америку. Там его застала революция и гражданская война в России - в свой европейский дом он уже не вернулся. В Америке к Яше Хейфецу пришла слава "короля скрипачей". "Лучших много, но Хейфец только один" - так ответил Д. Ойстрах на вопрос о лучшем в мире скрипаче. В 1934 году Я. Хейфец побывал с гастролями в Варшаве, Москве, Ленинграде. Возможно, он останавливался и в Вильнюсе, но документы об этом пока не найдены. Но в родном городе помнят о великом скрипаче.




скрипка, статья, музыка, скрипач, музыкант, Яша Хейфец

Previous post Next post
Up