Роберт Капа - автор фотографии "Смерть Солдата Лоялиста"

Jul 18, 2009 22:37

"Фотография - это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно. "
Роберт Капа

Андре Ерно Фридман (Endre Erno Friedmann), а именно так звали Роберта Капу (Robert Capa) первую половину жизни, родился 22 октября 1913 года в Будапеште в обеспеченной еврейской семье.

В 1931 году Андре Фридман приезжает в Берлин, где начинает изучать социологию и журналистику. Здесь он впервые узнает, что такое бедность - к тому времени его родители были на грани банкротства и не могли поддерживать сына. У него не хватало денег не только на учебу, но и на еду, и в начале 1932 года он принимает судьбоносное решение - стать фотографом. Разумеется, не просто фотографом, а фотожурналистом: это была «профессия близкая к журнализму, очень подходящая для тех, кто не очень хорошо владел языком».

Молодой венгр устроился в фотоагентство «Дефот», снабжающее фотографиями многие иллюстрированные журналы. Некоторое время он работал лаборантом, потом снимал различные политические мероприятия; в ноябре 1932 года в Копенгагене освещал митинг с участием Льва Троцкого. Здесь он впервые проявил качества, которые позднее сделают его одним из величайших фоторепортеров столетия. Троцкий запретил фотографировать и не один человек с камерой не смог приблизился к трибуне. Но никто не обратил внимания на 19-летнего паренька с миниатюрной Лейкой в кармане, который беспрепятственно подошел вплотную к оратору и сделал несколько кадров. Это был его первый крупный репортаж, который напечатали многие издания.

В 1934 году Фридман познакомился с недавно приехавшей в Париж немецкой коммунисткой Гердой Таро, которая вскоре стала его компаньонкой и любовницей. Молодые люди едва сводили концы с концами и, чтобы хоть как-нибудь улучшить свое финансовое положение, решились на отчаянный и весьма авантюрный шаг. Они создают фотогагентство, в котором Герда выполняла обязанности секретаря и торгового агента, Андре - лаборанта, а владельцем и по совместительству фотографом стал американский фотожурналист Роберт Капа. По Парижу проходит слух о невероятной ловкости этого «гения фоторепортажа», который всегда и всюду успевает первым. «Его фотографии стоят недешево, но он действительно того стоят», - уверяла Герда потенциальных клиентов. И это работало - богатый и загадочный американец был намного привлекательнее бедного венгерского еврея, жизнь которого протекала у всех на виду.

В 1954 году журнал «Life» заказал Роберту Капе серию репортажей из Индокитая, и он в очередной раз становится военным репортером. Может быть не совсем «военным» - его больше волнуют не боевые действия, а жизнь гражданского населения в охваченной войной стране. Очень символично название его последнего репортажа: «Горький рис»: «Это будет чудесная история», - говорил он 25 мая утром, выезжая из вьетнамского городка Нам-Динх. Он был в прекрасном настроении и все время шутил: «Я буду хорошо себя вести сегодня. … Не буду рассказывать, какой я великий журналист и фотограф».

Через восемь часов и тридцать километров он вышел из машины и пошел по полю посмотреть на шоссе через заросли бамбука. Вдруг раздался взрыв. «По звуку я понял, что взорвалась противопехотная мина», - рассказывал его попутчик репортер Джон Маклин, - «Я выскочил из машины - по полю бежал вьетнамский лейтенант, сопровождавший нас в поездке. Подбежав к машине, он, задыхаясь, проговорил: Фотограф мертв».

«Для всех, кто знал его, непонятно, как так случилось, что случай одолел его», - писал Эрнест Хемингуэй из Мадрида, где он тогда находился, - «Он был всегда таким живым, что я никак не могу привыкнуть к мысли о его смерти». И это правда: «Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко» говорил Капа и с каждым разом подходил все ближе и ближе - как будто хотел заглянуть смерти в глаза. И на это раз это ему удалось.

http://74.125.93.132/search?q=cache:gsh7tFTXj-sJ:club.foto.ru/classics/life/48/+%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82+%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%B0&cd=43&hl=ru&ct=clnk&gl=us

фото, фотографы, Роберт Капа

Previous post Next post
Up