Часть вторая.
Взгляды христианских и еврейских мудрецов.
Не так много источников литературы, где можно было бы прочесть об истории Дины. Зато горячо спорят о ней еврейские мудрецы в Мидрашах10. Да и христианские толкования от них не отстают. В чём-то их суждения и мнения совпадают. В чём-то разнятся. Так, христиане безоговорочно осуждают братьев Дины за их вероломное нарушение обещанного и зверское истребление невинного народа города Шехема.
В книге Иудифь11 избиение сихимлян и разграбление их города представляется делом суда Божья над первыми за насилие над Диной. "Но если сыновья Икова и послужили орудиями суда, то это кровавое дело нисколько не обеляется никакими усилиями национально-еврейского самолюбия, так как независимо от его кровавого характера в нём заключалось:1) вероломное нарушение союза с сихемлянами, 2)кощунственное пользование обрезания для целей мщения и 3)своеволие к отцу, подвергшее всё его семейство в опасность со стороны соседей".
Такова непреклонная точка зрения христиан. И с ней трудно не согласиться.
Однако. Есть в этой истории нечто, что заставляет взглянуть на этот эпизод другими глазами. И это нечто - завершающие главу слова братьев Дины, Шимона и Леви: "а разве можно поступать с сестрою нашею, как с блудницей!" 12
Вот что пишет рав Гирш (19 век, Германия) по этому поводу:
"Хозяин поместья (имеется в виду князь города Шехэм) никогда бы не допустил подобных действий, если бы речь шла не о чужестранке, не имеющей друзей и еврейской девушки. Это и заставило Шимона и Леви осознать, что настанут времена, когда даже семья Иакова будет вынуждена взять меч, чтобы защищать чистоту и честь. Пока люди на земле будут уважать лишь тот закон, который поощряет насилие, Иаков будет вынужден держать меч в руках."
Правда, надо отметить, что и рав Гирш считает, что "сыновья Иакова зашли слишком далеко".
Необходимо сделать маленькое разъяснение, почему сыновья, а не отец, глава семейства, распорядился отомстить обидчикам. Дело в том, что и сейчас на востоке (а евреи, как известно, восточные люди, которые жили и сейчас живут бок о бок с арабами) у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем даже осквернение жены для мужа. Имея в виду эту черту восточных нравов, Эммор, отец Шехема, обращается от имени сына с брачным предложением не к Иакову, а к Шимону и Левию, которые, между тем, пришли в сильнейшее раздражение при вести о позоре сестры. В нём они усмотрели вопиющее нарушение права нравственного и общественного, нарушение, не извиняемое никакими мотивами - "так не надлежит делать!"
В этих простых словах страсть и глубокое убеждение, идущее от самого сердца. И не в них ли зарождение морали только ещё формирующегося сознания человеческой общности? Вдумайтесь, вслушайтесь ещё раз в эти слова: "Так не надлежит делать". Не они ли лягут в основу запретов Моисеевых?
Да, ещё очень, очень далеко до времён великого патриарха Моисея, заслуженно считающегося основоположником Закона, по которому живёт современное человечество. Общество, люди, ещё только нащупывают пути, по которым им надлежит развиваться и жить. Нет ещё великих философов, нет мыслителей, простых писателей даже нет. Впрочем, есть. Те, кто составлял главную Книгу на земле, писал и переписывал, они и были древнейшими философами, мыслителями и писателями. Потому что, хотя теперь многие в учёном мире и не сомневаются в историчности Библии, существует мнение, что наряду с историческими фактами, такими, как царствование Давида и Соломона (к примеру), материал подаётся в виде притч. Никого, ведь не удивляет, что Иисус говорил со своими учениками, рассказывая им притчи - сказки, другими словами. (Сказка ложь, да в ней намёк! - говорит народная мудрость). Да и кто же поверит, что древнейшие люди на земле жили по тысячу лет?...
Впрочем, город Шехэм существовал на самом деле. И был разгромлен и разграблен. Вот только кем?
"Близ современного местечка Тель-Балафа обнаружены развалины города царя Еммора, где сыновья Иакова совершили свою кровавую вендетту." - Отвечает на мой вопрос Косидовский в Библейских сказаниях. Похоже, он не сомневается в своём заявление, называя, уже опираясь на источник археологических раскопок, сыновей Иакова разбойниками, погубившими город Шехэм.
Он не сомневается? Зато я засомневалась.
Ну не может быть, чтобы два человека, пусть и до зубов вооружённые (у каждого было с собой по мечу), могли перебить всех мужчин, возможно и небольшого городка, и - да, ослабленных и больных, после перенесённой три дня назад операции. Неужели ни один мужчина не попытался напасть и убить, или хотя бы обезоружить братьев?
В полном согласии с писателем Косидовским и археолог Вернер Келлер. В своём труде "Библия и наука" он тоже указывает на Шимона и Леви, как убийц мужского населения города Шехема.
"Археологи увидели дома, где шла резня, устроенная Симеоном и Левием, камни, пропитанные кровью убитых. По осколкам глиняных кувшинов, разбросанных повсюду среди руин и идентифицированных как типично израильская керамика, установили, что Сихем был разрушен к концу 12 века до Р.Хр., то есть, в период правления Авимелеха" - даёт научную справку Келлер.
Таким образом, братья Шимон и Леви вошли в историю (и не только библейскую), как два беспощадных разбойника. Хотя, нигде, ни на одном черепке, найденном архиологами, не были написаны их имена...
Так было, или не было?
То, что древний город Шехэм (Сихем) около четырёх тысяч лет тому назад существовал и был разрушен, у историков не вызывает сомнения. Но можно ли верить буквально в события и имена, которые даёт нам библейская история? Скорее всего, это притча, как и многие подобные. Притча, в которой древние люди в надзидание потомкам пытаются преподать урок морали и этики отношений. Так же, как и в историях с Авраамом, выдававшем свою жену Сарру не за жену, а за сестру. Так же, как незавершённое жертвоприношение сына Исаака его отцом Авраамом, обманом взятое первородство и благословление Иакова, обман его тестя Лавана, и можно продолжать и продолжать.... Ведь в каждой из них рассматривается тот, или иной аспект человеческого поведения, а у нас, читателей, всё равно, верующие мы, или нет, идёт работа мысли.; что хорошо, а что плохо.
Помните? "Так не надлежало делать"!
Опарин А.А. в своём научном труде "Ключи истории" (Археологическое иследование книги Бытия гл.34) говорит: " Евангелие этой главы состоит и в том, что такие жестокие и коварные люди, как Симеон и Левй, со временем, под влиянием сложных обстоятельств, и, конечно, с Божьей помощью, изменятся."
И он прав. Но что с ними произошло и какой вывод можно сделать, мы узнаем чуть позже.
Праведным был гнев братьев - "не должно быть блудницы из дочерей Израилевых" - читаем гневное предостережение во Второзаконие 13
Но осудило их человечество. И первым, кто осудил и наказал, был их отец, Иаков.
"И призвал Иаков сыновей своих и сказал: Симон и Леви братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не видит душа моя, и к собранию их да не приобщится слова мои, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепаю. Разделяю их в Иакове и рассею их в Израиле". 14
Таков суровый приговор родного отца. Таков вердикт всей нации.
Вот как толкуют это кровавое событие мудрецы в Мидрашах.
"Наказывая невинных людей за преступления, совершённое их правителями, сыновья Иакова зашли слишком далеко", - убеждён рав Гирш. Но, в тоже время, знаменитый рав подчёркивает и выявляет глубинный смысл проступка сыновей: "Отсюда мы учим следующую истину, важную для понимания всей еврейской истории: если с течением времени мы стали народом, руки которого наименне запятнаны кровью, если мы стали самым добросердечным народом, - это вовсе не означает, что мы слабы и трусливы."
Прервём на время эту цитату и вспомним, как в течение очень длительного периода времени, евреи считались слабыми и трусливыми. Как смеялись над ними, как издевались и не уважали. В картинках и карикатурах рисовали мужчину еврея хилым и чуть ли не женственным. А во время войны ходил "забавный" анекдот: "Иван на фронте, Абрам в Ташкенте"... И только когда еврейскому народу удалось вновь обрести своё государство, весь мир убедился в их мужестве и отваге. Впрочем, мы немного отвлеклись.
Продолжу цитату. "За время нашего существования (а это говорит человек, живший в 19 веке, в Германии) в качестве политической единицы мы так мощно продемонстрировали нашу отвагу и военную доблесть, что для сражения с нами пришлось призвать отборные легионы Эсава (очевидно, говорится о римских воинах Тита Веспасиана). И мы можем владеть мечом. И мы можем быть непримиримыми. Наша мягкость и гуманность - это воспитание, которым Б-г соблаговолил наделить нас через Свой закон и нашу историю. Только средства, к которым обращались Шимон и Леви, чтобы дать выход своей ярости, заставляют нас осуждать их. Чувства же, которыми они были охвачены, цель, которую они преследовали, а - самые святые и оправданные."
Рав М.Ривкин даёт своё толкование прощальным словам умирающего Иакова, благославляющего своих двенадцать сыновей на смертном одре. "Впрочем, значительную часть прощальных слов Иакова можно назвать благословением только с большой натяжкой. Старшего из братьев, Реувена, отец лишает преврородства за то, что когда-то согрешил с Билхой, наложницей отца. Затем Иаков переходит ко второму и третьему сынам, к Шимону и к Леви, и уж они-то получают по "полной программе": "Шимон и Леви, братья, орудия хищничества свойствены им. В совет их да не войдёт душа моя, с сонмом их не единись, честь моя. Ибо они во гневе своём убили мужей, и по их воле подрезали жилы вола. Проклят гнев их, ибо силён, и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле"
". Казалось бы, - продолжает рав Ривкин, - братьям вынесен окончательный и не подлежащий обжалованию приговор. Более того, этот приговор как будто бы исполнен. Потомки Леви так и не удостоились стать одним из двенадцати колен, у них никогда не было своего надела в Стране Израиля. Потомки Шимона, хотя и стали отдельным коленом, фактически не имели целостного территориального надела, их города были рассеяны среди колена Иуды.
Однако можно ли говорить, что это территориальное рассеяние среди других колен служит исключительно целям наказания? Когда пришёл черёд Моше Рабейну благословлять на прощание двенадцать колен Израиля, он сказал про Левитов такие слова: "Туммим Твой и урим Твой благочестивому мужу Твоему... Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиль; возлагают курения пред Тобою и всесожжения на жертвенник Твой. Благослови, Господи, силу его и дело рук его прими охотно; порази чресла восстающих на него, и ненавистники его да не восстанут" (Деварим, 33:8,10-11). В этих словах ясно обозначена не только монополия Левитов в Храмовом служении (Урим и Туммим, курения, всесожжения), но и их уникальная миссия духовных пастырей Израиля (Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Израиль). Но для того чтобы учить весь Израиль, они должны быть равномерно распределены среди всех колен. Именно в этом смысл их рассеяния. Более того, мидраш Брейшит Раба понимает подобным же образом и рассеяние Шимона: "Не может быть писцов Торы и учителей для детей, кроме как из колена Шимона, дабы были они распределены" (Брейшит Раба, 99:6).
Вообще интересно заметить, как несчастливо складывались судьбы перворожденных. Младшие братья занимали место старшего брата, обманом ли, как Иаков у Эсава, убийством ли, как Авель Каина, случалось, что отец сам отказывал старшему в благословлении и отсылал с глаз долой, как это произошло с Авраамом и его старшем сыном Ишмаилом, место которого занял Исаак. А история с Иосифом, который занял главенствующее место над своими старшими братьями! Список можно продолжить, но не это тема нашего разговора.
На примере Шимона и Леви ясно проявилось общее свойство человеческой природы: "наши достоинства это продолжения наших недостатков". Сам по себе бурный, горячий, "пассионарный" темперамент Шимона и Леви ни хорош и не плох. Сама по себе склонность взорваться в ответ на явную подлость, стукнуть кулаком по столу и заорать: "Неужели как с блудницей поступать будут с сестрой нашей?!" (Брейшит, 34:31) вовсе не заслуживает осуждения. Действует древнее, как мир, правило "знать надо только, где, с кем, когда, за что и сколько". В случае с жителям Шехэма это свойство Шимона и Леви привело к трагическим последствиям, и Яаков сурово осудил братьев. Но ведь именно это же свойство Левитов проявилось и в истории с Золотым Тельцом, когда по призыву Моше Рабейну Левиты обнажили мечи и перебили три тысячи идолопоклонников (Шемот, 32:28). В тех конкретных обстоятельствах их взрывной темперамент оказался великим благом.
Вот как обернулась для братьев та история... И были прокляты они отцом, но особая миссия не обошла и их стороной. Каждому брату, каждому колену, предназначена была своя роль в истории еврейского народа. Шимону и Леви выпало жить в рассеянии. Среди своих же единоплеменников. Они тем самым предвосхитили судьбу всего еврейского народа, который вначале жил в Вавилонском рассеянии, а потом, после разрушения Храма в 67 году, разошёлся по всему свету...
" из всего вышесказанного можно, по-моему, извлечь некоторые выводы. Тора не стесняется показывать нам неприглядные стороны своих героев, ибо с тех, кому больше дается, больше и спрашивается. И еще: еврейская традиция не говорит единым голосом, и это многоголосье радует." (Д-р Рафи Касимов)
А что же Дина? Что о ней говорят мудрецы прошлых и нынешних веков?
Увы. Дружно журят её с обеих сторон. И с христианской, и с иудейской. За непослушание, за своеволие, за любопытство, наконец. Зачем вышла из своего дома? Вот и поплатилась. Мало того, всю страну ввергла в войну, негодная девчонка...
Мне же эта история открылась иначе. Дина - осмелилась. Так же, как её (и наша общая) праматерь Ева, движимая любопытством и жаждой познания, осмелилась сорвать запрещённый плод. Как наш праотец Авраам, неудовлетворённый жизнью в замкнутом мирке, перешёл на другую сторону реки, прочь от дома.
Так и Дине стало интересно: как живут женщины рядом, по соседству, но совершенно другом мире?
Нам ли, живущим в ХХI веке, её осуждать?
1
2 Бырэйшит 29,14
3 Бырэйшит 29,17
4 Бырэйшит 29,23
5 Бырэйшит 34
6 Бырэйшит 34, 2
7 Бырэйшит 34, 3
8 Бырэйшит 34,14
9 Бырэйшит 34,25-29
10 Мидраш - это традиционный еврейский жанр, который в общем и очень приблизительно можно определить как толкование Писания. Есть два основных типа мидраша : галахический и агадический. Целью галахического мидраша является выведение из текста Писания галахи, то есть Закона, религиозной обязанности. Что же касается агадического мидраша, то им, по определению Авигдора Шинана, является всё, что не является галахой: в агаду могут входить сюжеты, связанные с персонажами Писания и проясняющие их поведение, исторические рассказы, предания о мудрецах, философские притчи, анекдоты, байки и т.д.
11 Иудифь 9, 2-3
12 Бырэйшит 34,31
13 Дыварим 23,17
14 Бырэйшит 49,5-7