Апр. 14. 06. Пятница.
Жирона
театр-музей Сальвадора Дали.
Ровно в восемь тридцать утра мы в автобусе и направляемся в Жирону. Наш путь лежит в театр-музей Сальвадора Дали. Алекс с увлечением рассказывает нам о гениальном человеке, проявившего себя во всех мыслимых жанрах искусства, вплоть до оперы. Да да! Оказывается, даже оперу написал Дали, которую, правда, как поделился с нами Алекс, друзья его просят сделать потише через пять минут, а через десять - вообще выключить.
Но опера, ведь, написана! И даже была поставлена в Париже. Главный инструмент там - барабан. И под стук палочек слышится голос самого автора, на манер песни чукчи рассказывающий о чём-то...
Алекс увлечённо рассказывает нам об истории искусства до появления Дали сюрреалиста. Импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм... Просто поразительно, как много удерживает память этого молодого человека. И ни на одну секунду не запинается, выстреливает фразами, как из пулемёта. Все в автобусе слушают его с напряжённым вниманием. Я - так вообще, стараюсь не пропустить ни одного слова. Но и оторваться надолго от окна тоже не могу. Какие виды проплывают там со скоростью 80 км в час! Ухоженные поля сменяются стройными рощами. А вдали проплывают синеватые горы. Ясный солнечный день. Как вдруг, мы въезжаем в сплошной туман. А через пару минут его как ни бывало.
Алекс замечает, что люди устали от переизбытка информации - кто-то задремал, откинувшись в удобном кресле, кто-то смотрит в окно - и включает для нас запись Аманды Лир. Попутно выясняется, что она была близкой приятельницей Сальвадора Дали и почти такой же экстравагантной. Приятно было услыхать её низкий, немного хрипловатый голос, знакомый ещё по Баку, когда мы были молодые... И сейчас, конечно, ещё не старые. Но тогда были совсем молодые!
В Жироне находятся четыре музея Дали. Один из них - в Фигерасе - он сам придумал. Половину дома занимал сам, вторую половину занимала его жена и муза Гала. Интересно, что на её половину он не мог придти без разрешения супруги. И не простого, а письменного! Гала проводила там время в окружении молодых поклонников (обдиравших её нещадно). Ей было далеко за семьдесят лет, а она всё ещё нуждалась в любви и поклонении. Интимная жизнь супругов покрыта тайной неизвестности. Как рассказывал нам Алекс, Дали был Нарциссом, влюблённым больше всего на свете в самого себя и не признававшим сексуальных отношений. Хотя, существует и другое мнение на этот счёт. «"Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия". Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.»
Вообще, их отношения и совместная жизнь была исключительно необыкновенной. Конечно, удивляться этому особенно не следует, потому что они были неординарными людьми. Когда они впервые встретились, Гала (её настоящее имя Елена Дьякова) уже была замужней, тридцатишестилетней женщиной с ребёнком (дочке Сесиль было одиннадцать лет). А мужем её был знаменитый уже в то время поэт Поль Элюар. Дали был младше её на целых одиннадцать лет. И это всё вместе послужило причиной для разрыва его с отцом.
Мы попадём в дом Дали ещё не скоро. День предстоит длинный и насыщенный впечатлениями. И я на время прерву записи о художнике Дали и его удивительном театре-музее.
Продолжение следует.