Oct 19, 2010 09:35
Где-то и когда-то я нарыла вот такое напутствие:
В маркетинг не приходят. В маркетинг попадают или напутственные слова молодому провинциальному маркетологу.
Дорогие мои друзья! Ни в коем случае не хочу вас пугать, но считаю своим долгом приоткрыть вам глаза на кое какие вещи. Ручаюсь, что большинство из вас испытают сказанное мной на себе, те же, кого это не коснется, а их будет немного, могут считать себя счастливыми маркетологами. Итак.
Запомните, что в любой конторе, организации, крупной или мелкой фирме вы, как только переступите порог, заведомо будете причислены к списку одних из самых важных дармоедов и бездельников. Работа ваша, уже, по - мнению большинства, не видна, результаты эфемерны и очень сомнительны. И если для рядовых сотрудников вы будете просто ребятками, которые непонятно чем занимаются, то для бухгалтерии и прочих финансовых структур - вы бестолковый зеленый кровопийца, чье кредо - пустая трата денег фирмы, постоянные ненужные вопросы типа «Марья Ивановна, вы еще не оплатили счет газете «Будни рекламы»», и так далее и тому подобное. Это касается и отдела продаж. Практически везде уже за чистую монету воспринимается мысль: «План сделан - хвала отделу продаж. План провалили - реклама никуда не годится». Так что, примеряйте заранее шкуру козла отпущения и готовьтесь к шквалу критики в свой адрес.
Забудьте, что только у вас есть дар придумывать, воплощать, анализировать и трезво оценивать рекламу. Очень скоро вы убедитесь, что это не так. В большинстве случаев, в рекламе и ее инструментарии разбираются все, от уборщицы Ульяны Никитичны до генерального директора. Не смущайтесь, если при утверждении очередного макета, случайный гость шефа скажет что-то типа «Ну, не знаю, я бы такое и в Word нарисовал» или «А почему нельзя в 15-ти секундный ролик засунуть, хотя бы первый том «Войны и мира»?». Ваши объяснения о рассеивании цели рекламы и прочие теоретические экзерсисы будут, скорее всего, восприняты как банальное нежелание делать дело.
Учтите, что во многих фирмах у руля стоит не один человек. Три, а то и больше начальников не особо любят, когда их обходят стороной при утверждении рекламной политики. Некоторые считают, что хоть здесь они могут проявить свою «компетентность». В итоге головную боль можно смело умножать на количество лиц, участвующих в обсуждении вашей концепции. Угодить всем нереально, поэтому ваши нервишки очень скоро начнут сдавать, а итоговый, утвержденный в муках вариант вполне может стоить вам нервного истощения. Опыт показывает, что уживаются в таких конторах маркетологи с железными нервами и огромным опытом работы.
Настройтесь на то, что в вашем конгениальном творческом процессе, кроме вас никто не проявит желания участвовать. Предложения выдвигать креатив, если таковой у кого имеется, упрется в стену тишины. Причина этого проста. Реклама как футбол по телевизору. Все знают, как надо бить и забивать, но на деле, то и по мячу с пятой попытки попадают. Теоретики будут с нетерпением ждать результатов вашей практики, лишь затем чтобы как-нибудь при случае вымолвить «А вот у той конторы дааа, вещь! Не то, что у нас (читай у тебя)». Непременно будут и те, для кого уже заранее ты сделаешь совершенно не то, что от тебя ждут.
Приготовьтесь стать, как говорил Александр Пронин, дирижопером (директором, оператором, режиссером в одном лице). Посмотрите список участников изготовления ролика, например «Билайна» и…забудьте. Вам, скорее всего, самостоятельно предстоит освоить уйму смежных специальностей от копирайтера до режиссера и компьютерного дизайнера, так как ваши сметы на съемку очередного ролика со специалистами, по - мнению большинства, «уж больно жирноваты». Так что, будьте готовы засучить рукава, обложиться самоучителями и учиться, учиться и еще раз учиться.
Зарубите на носу, что профессия маркетолога, рекламиста занимает одно из лидирующих мест в списке рискованных профессий. В случае каких-то проблем в фирме, скорее всего, именно вас первым попросят зайти в отдел кадров за трудовой книжкой. Опять же повторюсь, шансы, что ваша работа принесет результат, очень скромны, поэтому почва под вашими ногами всегда будет играть. О стабильности и уверенности в завтрашнем дне и говорить нечего.
Такова правда жизни. Сегодня маркетолог чаще чужеродное существо в организме фирмы, нежели полноправный винтик сложного механизма бизнеса. Спасет вас только сильный иммунитет и профессионализм. Учитесь у тех, кто умнее вас, слушайте тех, кто опытнее вас, смотрите работы тех, кто мудрее вас и, возможно, вас начнут ценить и за трудовой книжкой в бухгалтерию, если что, отправят со слезами на глазах в последнюю очередь.
Вячеслав Федоров
Менеджер по рекламе и PR компании «Европейские окна», г. Брянск
Хорошего ВАМ дня дорогие мои!
напутственные слова молодому маркетологу