19 августа 1923 года на Воробьевых горах, на месте, где сейчас находится
Парк им. Горького и Нескучный сад, начала работу I Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.
Основанием для проведения предварительных строительных работ и самой выставки стал декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке», принятый 15 декабря 1922 года. Местом для её проведения послужили Воробьёвы горы. Оно было определено руководителем Главвыставкома Алексеем Щусевым и автором проекта Иваном Жолтовским По мысли Жолтовского,
«архитектура выставки не должна обращать на себя внимание, не должна быть самодовлеющей, а лишь служить фоном для экспонатов и дополнять перспективу окружающей среды».
К подготовительным работам были привлечены лучшие архитекторы и скульпторы: Константин Мельников, Владимир Щуко, Пантелеймон Голосов, Федор Шехтель, Сергей Конёнков, Николай Андреев,
Иван Шадр,
Вера Мухина.
В декабре 1922 года началось строительство. На объекте одновременно трудилось более тысячи человек - крестьяне ближайших к Москве губерний, московские рабочие, рабфаковцы, студенты. Техника использовалась самая примитивная - лопаты, тачки, козлы, а объем работ на территории 65,5 гектара был довольно большой, поэтому строительство не прекращалось ни днем, ни ночью. В сжатые сроки на 100 гектарах было сооружено 255 зданий общей площадью 27 тыс. 640 кв. метров!
19 августа 1923 года на торжествах по поводу открытия выставки Ленин присутствовать не смог, и его заменил нарком просвещения Анатолий Луначарский. Вскоре после открытия выставку посетила Надежда Крупская. Она привезла в Горки множество фотографий и подробно рассказала Владимиру Ильичу об увиденном.
18 октября 1923 года
Ленин приехал из Горок в Кремль и на следующий день посетил выставку. Как оказалось, это был последний визит Владимира Ильича в Москву.
Михаил Булгаков, в то время работавший корреспондентом газеты «Гудок», в очерке «Золотистый город» так описывал свои впечатления от увиденного:
«Августовский вечер ясен. В пыльной дымке по Садовому кольцу летят громыхающие ящики трамвая «Б» с красным аншлагом: «На выставку». (…) Каменный мост в ущелье-улице показывается острыми красными пятнами флагов. По мосту, по пешеходным дорожкам льется струя людей, и навстречу, гудя, вылезает облупленный автобус. С моста разворачивается городок. С первого же взгляда, в заходящем солнце на берегу Москвы-реки, он легок, воздушен, стремителен и золотист. Публика высыпается из трамвая, как из мешка. На усыпанных песком пространствах перед входами муравейник людей. (…) К центру цветника непрерывное паломничество отдельных фигур. Там знаменитый на всю Москву цветочный портрет Ленина. Вертикально поставленный, чуть наклонный, двускатный щит, обложенный землей, и на одном скате с изумительной точностью выращен из разноцветных цветов и трав громадный Ленин, до пояса. На противоположном скате отрывок его речи».
В павильоне «Сибкустпром» корреспондента «Гудка» поразило обилие изваяний Троцкого, созданных народными умельцами из самых разных материалов:
«И всюду Троцкий, Троцкий, Троцкий. Черный бронзовый, белый гипсовый, костяной, всякий».
Возможно, не одного Булгакова неприятно поразили эти элементы «культа личности», и уже 25-27 октября того же года прошел пленум ЦК РКП(б), на котором Л. Д. Троцкий был назван «фракционером и раскольником».
Отзыв посетившего выставку
Максима Горького был гораздо более сдержанным и критичным:
«Мы выставляем продукты труда нации, но где же приемы производства продуктов? Какое образовательное значение для публики и самих экспонентов имеет продукт, раз не показано, из чего и как он возникает? Кусок ткани я могу видеть в любом магазине, это ничего не говорит моему уму. Важно не только, что сделано, важно, как оно сделано. Вон в кустарном отделе стоит пианино кустаря-вятича Коркина, он работал над ним пять лет, не имея необходимых инструментов, работая чуть ли не зубами и ногтями. Быть может, и все другое создается таким же нелепым и непродуктивным способом, почему я знаю? Мы хотели устроить выставку национального труда. И опять-таки - в том же кустарном отделе дан образец того, как надо поучать, выставляя труд. Там есть изба семеновского ложкаря, на завалинке которой представлено постепенное возникновение ложки из куска дерева. Вы видите, как дерево кислят, долбят, обтачивают, вырезывают, дают ему форму ложки, даже как эту ложку укладывают в короб для отправки на базар… Дайте и все другое в такой же форме, дайте хоть олеографии постепенного возникновения из безобразного сырья готового к употреблению продукта. Научают не продукты труда, а приемы его, только они могут дать представление о культуре страны».
I Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка закончила свою работу 21 октября. За 2 месяца на ней побывало более 1,5 миллионов москвичей и гостей столицы.
Сергей ИШКОВ