Днем 21 июня 1941 года в Самарканде, в древнем мавзолее Гур-Эмир в ходе научной экспедиции была вскрыта гробница великого завоевателя XV века Тамерлана. Перед его войском трепетала не только Средняя Азия, но и далекие Китай и Индия, а слава о могуществе Тамерлана и сказочных богатствах доходила до Европы.
Вскрытие гробницы Тамерлана
Биографы не жалели красок для описания его великих походов, но до этой экспедиции было очень мало данных о внешности Тамерлана.
В экспедиции принимали участие несколько известных ученых, среди которых были востоковед Александр Семенов и антрополог Михаил Герасимов. В группу также входил таджикский писатель Садриддин Айни. Возглавлял экспедицию заместитель председателя Совнаркома Узбекистана по науке и культуре Ташмухамед Кары-Ниязов, а съемкой занимался оператор Ташкентской киностудии Малик Каюмов.
21 июня со ссылкой на «ТАСС» в газетах была опубликована заметка «Раскопки гробницы Тамерлана»:
«Самарканд. Сегодня продолжились работы в мавзолее Гур-Эмир. Антропологи и химики подвергли тщательному исследованию останки Тимура. Ученые обнаружили, что на черепе сохранились остатки волос. Определена возможность восстановить точный портретный облик завоевателя».
Автором во многом революционного метода «антропологической реконструкции» был тогда еще молодой ученый Михаил Герасимов. В статье «Портрет Тамерлана», опубликованной в сборнике «Краткие сообщения Института истории материальной культуры» за 1947 год, сам Герасимов так описывает события тех дней:
«В мае - июне 1941 г. были произведены раскопки в мавзолее Гур-Эмир, усыпальнице династии Тимуридов. Экспедиция вскрыла пять захоронений: Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков Улугбека и Мухаммад-Султана. (…) Могила Тимура занимала центральное положение в подвальном помещении мавзолея; ее надгробье состоит из очень массивной, грубо отесанной плиты серого известняка, поверх которой на ганчевом растворе была прикреплена тонкая плита оникса, покрытая тончайшим резным узором посвятительной надписи. (…) Погребальная камера, сложенная из массивных известняковых блоков, хорошо пригнанных между собой, представляла прямоугольник три метра на метр, при глубине около метра. Внутри этой камеры находился деревянный гроб совершенно идентичной формы ныне бытующим. (…) В гробу был обнаружен костяк, лежащий на спине, с вытянутыми, сведенными в кистях руками, вытянутыми ногами и головой, лежащей на правой щеке, лицом, обращенным в сторону Мекки».
Непосредственным поводом к проведению экспедиции именно в мае-июне 1941 года мог стать серьезный прорыв в практическом применении метода «антропологической реконструкции». Как сообщает Михаил Герасимов в примечаниях к статье «Портрет Тамерлана»,
«в 1940 г. мне удалось осуществить ряд хорошо поставленных контрольных опытов, проведенных с помощью проф. А. Д. Григорьева в Лефортовском морге. Наконец, в начале 1941 г. два криминалистических случая, один за другим, красноречиво документировали подлинность портретного восстановления. Это дало мне возможность поставить вопрос о воспроизведении скульптурных портретов исторических лиц».
Воссозданный облик Тамерлана
Еще в начале экспедиции ученые начали изучение надписи на надгробной плите. Сказания гласили, что именно эта надпись на древнеарабском языке является магической печатью, защищающей прах от надругательства.
17 июня академик Александр Семенов смог, наконец, прочитать полный текст надписи. На плите были начертаны шестнадцать имен Тимура и цитата из Корана. Надпись гласила:
«Все мы смертны. Придет время, и мы уйдем. До нас были великие и будут после нас. Если же кто возгордится и вознесется над другими и потревожит прах предков, пусть постигнет его самая страшная кара».
Однако всерьез к этому предостережению «из мрачного Средневековья» советские ученые, вооруженные «передовым мировоззрением», не отнеслись…
Как позже вспоминал оператор Малик Каюмов, когда вскрыли гробницу Тамерлана, по мавзолею распространился приятный аромат:
«Возможно, это и был тот самый дух войны? Но тогда об этом никто и не думал. Всё внимание было обращено на кости Тамерлана. Вообще, как учёные обращаются с обнаруженными останками? Только что не дышат на них. А археолог и антрополог Михаил Герасимов буквально схватил череп Тимура. И по мавзолею разнеслось громогласное «ура!».
На следующий день, отдыхая в гостинице, ребята решили послушать радио. Один из участников экспедиции, который понимал по-английски, поймал иностранную радиостанцию и вдруг побледнел. «Началась война», - перевёл он нам передаваемое сообщение».
Как сообщается в статье «Надгробие Тамерлана» Владимира Бахмутова, в связи с начавшейся войной работа экспедиции была спешно свернута, а материалы, необходимые для дальнейшего проведения запланированных работ (т.е. останки Тимуридов), упаковали в ящики и перевезли сначала в Ташкент, а потом - в Москву.
Ученые с черепом Тамерлана
Герасимов, прибыв в столицу, отчитался перед руководством наркомата культуры и приступил к работам по реконструкции облика древних среднеазиатских правителей.
В Москве останки Тимуридов находились с августа 1941-го по октябрь 1942 года. Обратно в Самарканд они были привезены 19 ноября 1942 года, 20 ноября их перезахоронили в мавзолее Гур-Эмир, а 19 - 20 ноября 1942 года произошел перелом в Сталинградской битве...
Справка:
Тамерлан умер в возрасте 72 лет 18 февраля 1405 года в городе Отрар во время начавшегося военного похода, целью которого было завоевание Китая. Его тело было забальзамировано и отвезено в Самарканд. Останки великого полководца захоронили в недостроенном еще на тот момент мавзолее Гур Эмир. Впоследствии там же похоронили его любимых жен и потомков великого эмира - Тимуридов. Имя «Тимур» (Темир - в другой транскрипции) переводится с тюркского языка как «железный». А его прозвище «аксак» значит «хромой». Многие средневековые персидские летописцы называли завоевателя «Тимур Ланк (Ленг)», просто переводя тюркское слово «аксак» на свой язык, в котором ланк - это хромой. Европейские историки, ориентируясь на рукописные труды персов, стали называть великого полководца Тамерланом, слегка исказив его имя на свой манер. Кстати, в ходе исследования останков получило подтверждение и прозвище Тимура. Выяснилось, что у него была застарелая травма коленной чашечки, полученная еще в молодости. То есть, этот человек действительно прихрамывал при ходьбе.