Последний день 600-летнего собора

May 01, 2020 09:52


1 мая 1933 года по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года в Кремле был взорван самый древний храм Москвы - собор Спаса на Бору.





Каменный Спасо-Преображенский собор был построен при Иване Калите в 1330 году. До этого на этом месте стояла деревянная церковь, временем основания которой считался 1272 год.

«Основание этой деревянной Спасо-Преображенской церкви в Кремле предание приписывает святому князю Даниилу Московскому. И временем ее основания считается 1272 год, именно тот год, когда юный отрок Даниил, младший сын Александра Невского, получил во владение «скудную» Москву. Ему тогда было всего 9 лет, и, возможно, основание в Кремле деревянной Преображенской церкви было совершено от его имени. Иногда ее даже считают самой первой церковью Москвы, но это не так - первым московским храмом стала кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи, основанная в XII веке и безвозвратно погибшая в 1847 году при строительстве Большого Кремлевского дворца.

Спасо-Преображенская церковь (Спас на Бору - С.И.) в Кремле появилась как минимум столетием позже, но и ее легенды связывали с основанием Москвы. Будто бы в те времена, когда здесь еще шумел густой сосновый бор, на высоком будущем кремлевском холме среди леса стояла одинокая хижина отшельника - киевского витязя Букола»,

- сообщается на портале «Православие.ру».

По легенде, на том самом месте, где стояла хижина Букола и где было первое откровение о Москве, позже была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Долгое время Спас на Бору был, по сути, дворцовой домовой церковью. Здесь первые лица государства крестили своих детей, венчались, служили молебны, принимали иноческий постриг и хоронили своих близких.

Древний собор пережил нашествие «армии двунадесятязыков», как тогда называли наполеоновскую армию: когда Москва была французам отдана, в храме находились склады сена и овса для личных лошадей Наполеона. В 1847 году, после строительства Большого Кремлевского дворца, Спас на Бору оказался вписанным в его внутренний двор.

Революция в Москве началась с закрытия кремлевских храмов и монастырей, но Спас на Бору держался сравнительно долго. Когда осенью 1932 года стало известно о планах сноса, архитектор Петр Барановский попытался спасти на тот момент самый древний собор столицы. Он еще вместе с несколькими известными людьми записался на прием к 1-му секретарю Московского горкома партии Лазарю Кагановичу. Они очень тщательно готовились к этой встрече: принесли с собой чертежи, проект реставрации, справку об истории уникального храма. Но разговора не получилось… Лазарь Моисеевич никак не мог понять: зачем устремленной в будущее стране победившего социализма нужна «эта рухлядь»?

Представление об особенностях атмосферы того времени и о том, как тогда могли приниматься судьбоносные решения, даёт городская легенда о событиях, предшествовавших сносу Спаса на Бору. Рассказывали, что Сталин как-то ехал по Кремлю в автомобиле и указал рукой на Спасский храм: «Убрать!». На следующий день от храма не осталось и следа. И Сталин, вновь проезжая на машине, спросил: «А где же та красивая церквушка?» - «Вы же приказали ее снести»! - ответили ему. «Дураки! - молвил вождь. - Я имел в виду кучу мусора, которая валялась перед ней».

Сталин, Церковь, Религия, Лазарь Каганович, взорван храм, История, Православие, собор Спаса на Бору, самый древний храм Москвы, Москва

Previous post Next post
Up