Как утонула суперсовременная подлодка

Apr 08, 2020 05:23


7 апреля 1989 года в Норвежском море затонула советская суперсовременная атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». В результате этой катастрофы погибло 42 человека.



АПЛ «Комсомолец»



АПЛ «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 года. По своим тактико-техническим характеристикам атомная подводная лодка этого класса опередила время, по данным экспертов, примерно на четверть века: сверхпрочный корпус из титана; более чем тысячеметровая глубина погружения (ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения - 1 тыс. 27 метров); скорость хода более 30 узлов, полная недосягаемость для любого оружия того времени. Применение титана позволило существенно уменьшить массу корпуса. Она составила всего 39 % от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующий показатель других АПЛ при достижении значительно более высокой прочности. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки.

Трагедия произошла, когда лодка возвращалась с боевого дежурства. Самое удивительное, что затонула она, не бороздя глубины мирового океана, а находясь в надводном положении. Лодка всплыла после того, как около 11 часов утра начался пожар в 7-ом отсеке. О причинах возгорания до сих пор, несмотря на проведенное тщательное расследование, остается только гадать. Версии выдвигались самые разные - от непогашенного окурка до давно неисправного газоанализатора в 7-ом отсеке и возгорания масляных сепараторов. Некоторое время команда боролась с огнем, но все было безуспешно: горение перекинулось сначала на 6 отсек. В результате возникновения пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые началось затопление лодки забортной водой. Когда сработала аварийная защита реактора, электропитание подлодки отключилось. После того, как несколько человек серьезно отравились угарным газом, капитан отдал приказ о подаче сигнала бедствия.

Через 1,5 часа после начала пожара в район бедствия вылетел самолет Ил-38. С него на аэродроме сняли вооружение, а на его место установили сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры, в том числе 2 плота. Еще через 40 минут командование Северного флота передало координаты тонущего «Комсомольца» экипажу плавбазы «Алексей Хлобыстов», которая также вышла к месту аварии.

Добравшись на место, экипаж самолета почти час летал над медленно кренящейся подлодкой, ожидая прихода спасательного судна. Но в итоге в 16:30 стало окончательно ясно, что субмарина тонет. Самолет сбросил на поверхность спасательные плоты. Но на море был шторм: один плот перевернулся, а другой унесло волнами. Вскоре лодка окончательно ушла под воду. А экипаж еще примерно полтора часа находился в ледяной воде, цепляясь за перевернутый плот. В 17:47 поступила команда на эвакуацию. Причем, как позже вспоминали выжившие подводники, они готовились к эвакуации не в воду, а планировали просто перейти на судно. Поэтому они не надевали спасательные средства, а ограничились теплой одеждой. Еще минут  через 15-20 лодка «встала свечкой», а потом стала быстро уходить под воду. Плавбаза «Алексей Хлобыстов» прибыла к месту катастрофы лишь в 18:20. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули еще 16 человек.

В итоге спастись удалось только 27 морякам. 42 члена экипажа погибли, в том числе и капитан 1 ранга Евгений Ванин. Сама подлодка легла на дно на глубине 1 тыс. 658 метров. Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находились торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов с целью обеспечения радиационной безопасности.



Экипаж "Комсомольца"

В мае 1989 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец». Приказом Главнокомандующего ВМФ СССР от 19 декабря 1995 года дата 7 апреля объявлена Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец».  

атомная подводная лодка, трагедия, АПЛ "Комсомолец", пожар на подлодке, герои-подводники, История

Previous post Next post
Up