Приложить ухо к прошлому, как к раковине, и услышать шум времени…
Наши сборища пятидесятых… Шестидесятых…
Мы почти не спали тогда, у нас не было дома - всё было наш дом.
Это было обычно, характерно для того времени: открытые - даже распахнутые - дома и шляющиеся по гостям, по компаниям всякие перекати-поле.
Скульптурная композиция у входа во ВГИК. Шпаликов
Париж, например, город, по которому хочется ходить, а нынешняя Москва - нет. Хотя в моей молодости Москва была городом для ходьбы - в первую очередь. Днем и ночью, без страха и усталости.
Так было в молодости весело ходить - никуда не опаздывая и все время торопясь - быстро, легко. И от этого внутри была радость, даже казалось - счастье.
Все забытое представляется - как снится - в виде каких-то проходных дворов, странных двухэтажных особняков, в виде бесконечных коммунальных коридоров с выходящими туда дверьми и каких-то полутемных и бешеных квартир.
Был осязателен без фраз,
Вещественен, телесен, весок
Уклад подвалов без прикрас
И чердаков без занавесок.
Борис Пастернак
Поток жизни несет и вносит людей в распахнутые двери, все входят, не зная, кого встретят. Нечто, какая-то стихия - этого Дома? - а может быть, стихия этого Времени? - захватывает их, закручивает - но они пока не знают, что оказываются вкрученными еще и в Историю.
Тогда возбуждены были не от пьянства, а от жизни. Это уже потом приходилось и возбуждать, и успокаивать себя водкой. А тогда еще пьянство было веселой и легкой подробностью жизни. Потом стало - жизнью. У многих.
Понял, почему в последнем сне о Шпаликове некто, уведший его, безвольно улыбающегося, пьянствовать, напоминал Шукшина. Дело-то во сне происходило перед входом во ВГИК, где ныне стоит скульптурная троица - Тарковский, Шукшин, Шпаликов. Тарковский, однако, в сон не попал. Хотя, думаю, он бы не отказался пойти вместе с ними.
А ведь можно было бы такое кино сделать…
Ночью всем троим представители молодого поколения мажут лица красной краской. От обиды они становятся живыми и решают уйти выпивать. Кстати, скульптурный Шпаликов смотрит в сторону гостиницы “Турист”, где в столовой на первом этаже мы были постоянными посетителями, и на харчо и бутылку водки легко тратилась стипендия.
Павел Финн «Но кто мы и откуда. Ненаписанный роман»